Привычным сегодня смартфонам не исполнилось и двадцати лет, а они уже стали почти такими же незаменимыми и привычными, как будильник, банковская карта или камера. Более того, современные гаджеты могут все это заменить, и без них мы чувствуем себя как без рук. В том числе в автомобиле.
За последние несколько лет функционал мобильных телефонов увеличился обратно пропорционально их размеру. Гаджеты из конца 1990-х могли звонить, отправлять и получать текстовые сообщения и упаковываться в дермантиновые чехлы с молниями. Современные смартфоны, появившиеся десяток лет назад, уже превосходят по производительности некоторые персональные компьютеры. Поэтому звонки в сетях GSM и «эс-эм-эски» постепенно превращаются в рудиментарные функции. Селфи, видео, почта, мессенджеры, игры в тысячу раз сложнее, чем змейка и тетрис, и социальные сети, захватившие нашу жизнь – вот для чего теперь используют телефоны.
Но вместе с функциями в сотни раз увеличилось и количество способов, которыми гаджеты отвлекают нас от важных дел! В том числе и тех, кто сидит за рулем.
В начале 2000-х в автомобилях появились USB-порты и поддержка протокола Bluetooth, благодаря которым водители получили возможность проигрывать любимую музыку прямо с телефона, а также общаться с собеседниками, не отвлекаясь от дороги. Вот только поводов посмотреть в телефон у автомобилистов все равно еще слишком много.
Посчитать лайки, ответить на комментарий, почитать сообщения в общем чате с друзьями… Короче говоря, количество ДТП, случившихся из-за того, что кто-то рассматривал фотографии подруги жены или оформлял заказ на новые сапоги, за последние годы выросло катастрофически. И что же с этим делать?
Штрафы (в некоторых странах – весьма серьезные), иллюстрации с грудами металлолома, некогда бывших машинами, если и работают, то не слишком эффективно. Поэтому настоящая интеграция автомобилей и смартфонов оказалась лишь вопросом времени.
Штрафы за использование телефона за рулем в разных странах
1 Россия – 1500 рублей
2 Великобритания – 200 — 1000 фунтов (14 500 – 72 900 рублей)
3 США (Нью-Йорк) – 50 — 450 долларов (2 800 – 25 500 рублей)
4 Франция – 135 евро (8500 рублей)
В 2009 году компании Nokia и Magneti Marelli показали на автосалоне во Франкфурте концепт Terminal Mode, а еще через год был показан рабочий прототип системы, который позволял использовать функционал мобильного гаджета в мультимедийном комплексе автомобиля.
В 2011 году группа, создавшая Terminal Mode, переименовала технологию в MirrorLink, а само объединение стало называться Car Connectivity Consortium. В 2012 году оно насчитывало 56 участников, в том числе крупных производителей автомобилей и мультимедийных систем для них.
Суть MirrorLink очень проста. Телефон шнуром подключается к USB-порту в машине и экран мультимедийной системы отображает практически то же самое, что было на дисплее гаджета. Однако пользоваться всеми приложениями смартфона не получится – для безопасности. Поэтому пролистать ленту Instagram или разрубить пару арбузов во Fruit Ninja перед нерегулируемым перекрестком не выйдет.
Разработчики решили, что экран надо выводить только то, что действительно понадобится водителю. Навигатор, музыкальные проигрыватели, телеметрия или программы, которые помогают заранее предупредить о том, что к проезжей части приближается ребенок.
Технология MirrorLink стала первой ступенью глубокой интеграции автомобилей и гаджетов. Дальше в дело включились настоящие монстры – Apple и Google. В 2014 и 2015 годах они представили CarPlay и Android Auto соответственно. Смысл этих технологий примерно такой же, как у MirrorLink, но их делают те же компании, что поделили глобальный рынок мобильных гаджетов.
Сегодня CarPlay и Android Auto в том или ином виде поддерживают почти все автопроизводители. Компания Jaguar Land Rover, при поддержке которой подготовлен этот материал, тоже.
Мультимедийная система InControl второго поколения, разработанная в Jaguar Land Rover, предполагает наличие и Apple CarPlay, и Android Auto (на некоторых рынках, включая Россию, поддержка технологий Apple и Google появится в ближайшее время). Помимо этого есть еще целый список собственных приложений InControl Apps, которые оптимизированы для использования в автомобилях.
Среди них – приложения для получения свежих новостей (Newsbeat, News on board), прослушивания аудиокниг (Audiobooks), организации конференц-связи (Mobileday), получения прогноза погоды (Accuweather), поиска интересных мероприятий поблизости (Eventseeker) и так далее. Проще говоря, через приложения InControl Apps можно получить всю необходимую информацию прямо в пробке по пути на работу или домой.
А для владельцев Jaguar F-Type при поддержке GoPro выпущено приложение ReRun, которое позволяет записывать не только видео своих заездов на трек-днях, но и накладывать на них телеметрические данные о скорости, перегрузках и так далее.
Используя облачные технологии через мобильное приложение InControl Remote владельцы автомобилей Jaguar и Land Rover могут дистанционно анализировать телеметрию последних поездок (продолжительность, растояние, расход топлива), узнавать количество оставшегося в баке топлива, а также проверять состояние центрального замка.. Приложение работает на устройствах с ОС iOS и Android, а также на «умных» часах – например, Apple Watch.
Технология, используемая на платформе InControl, – двухсторонняя. То есть, она не только получает информацию от смартфона, но и может отправлять некоторые данные автомобилю. Например, через приложение на телефоне владелец автомобиля Jaguar или Land Rover может дистанционно открыть или закрыть замки, включить кондиционер или активировать подогрев кресел.
Сегодня смартфоны и мобильные гаджеты проникли в жизнь автомобилистов также сильно, как и в жизнь людей, которые машины видели только на фантиках от жевательной резинки. Вот только десять лет назад использование гаджета за рулем было несусветной глупостью, а теперь – оправданным и при этом безопасным процессом.
Пройдет еще немного времени и мобильные гаджеты заменят собой мультимедийные системы автомобилей, ключи, а может быть и еще что-нибудь. Но это в будущем. Впрочем, весьма недалеком