Технологией создания матового кузова еще недавно интересовались только знаменитые тюнинговые ателье и редкие энтузиасты из народа. Но стоило появиться на дорогах первым неблестящим брутальным машинам, как в мастерские по покраске стали приезжать клиенты, с просьбой сделать свой автомобиль похожим на матовый «стэлз». Первые клиенты естественно натыкались, как говориться, на стену непонимания. Но спрос рождает предложение, и мастерские, хозяева которых быстро схватывают конъектуру рынка, включили в свой прейскурант матовое покрытие.
Матовый бум распространялся от центра к периферии. Сначала столица, потом крупные областные центры и уже в последнюю очередь небольшие города в регионах. В итоге своеобразная модная волна прокатилась по стране. Сегодня в столице уже прошел пик обращений клиентов за матовыми покрытиями, но стабильный спрос не спадает несколько лет к ряду.
Матовые кузова вызывают интерес, прежде всего, у обеспеченной молодежи, склонной к самовыражению и имеющей на это достаточно средств, а также у любителей городских гонок и прочих околоспортивных мероприятий автомобильной тематики. В то же время матовый «блеск» можно сегодня увидеть и на кроссоверах, и на полноценных внедорожниках и даже на машинах отечественного автопрома.
Как достигается матовость? Существует два способа сделать кузов матовым – наклеить матовую пленку или вскрыть специальным матовым лаком. Пленку мы оставим «за кадром» как полумеру. А вот лак заслуживает детального разбора.
Матовый лак встречается в готовом виде, но также может быть приготовлен маляром на основе обычного лака и матирующих добавок.
Готовые матовые лаки обычно сопровождаются двумя вводными компонентами – разбавителем и отвердителем, которые добавляются непосредственно перед нанесением состава. Автомобильные лаки с матовыми эффектами различаются по степени матовости. Данный показатель у них варьируется в пределах 30-60%.
Матовые лаки производятся на основе керамолаков или лаков HS, идеально подходящих для создания однослойных покрытий. Готовые матовые составы позволяют избежать ошибок приготовления лаков, которые зачастую допускают маляры, не имеющие опыта смешивания компонентов матового лака.
Матовые добавки для получения матового покрытия смешивают лаком или эмалью в пропорции 1:1. Потом добавляется отвердитель по объему равный половине состава, затем, лак доводится до нужной консистенции при помощи разбавителя.
Если добавлять матовую добавку также и к эмали, то матовость покрытия получается более выраженной. К слову, 100-процентной матовости можно достичь только при помощи добавок: к матовому лаку добавляют матовую добавку. Именно так поступают многие тюнинговые ателье для получения максимально глубокого матового лакокрасочного покрытия кузова.
Технология нанесения матовых покрытий. Прежде всего, стоит отметить, что матовые покрытия по понятным причинам не подлежат полировке. А это в свою очередь повышает требования к условиям нанесения краски и лака. Упавшую на лак соринку уже нельзя будет незаметно убрать. Поэтому воспроизвести качественное матовое покрытие в гаражных условиях очень сложно, а само это занятие – рискованное, поскольку неудача повлечет за собой большие убытки. Необходима окрасочная камера, в которой исключаются любые засорения воздуха. Впрочем, наши умельцы умудряются создать необходимые условия и в обычном гараже, однако дается это им нелегко.
Порядок работ при нанесении матового покрытия на кузов:
тщательная мойка автомобиля;
разборка под наружную покраску;
обезжиривание деталей сначала – антисиликоновым составом, потом – водно-спиртовым;
устранение всех повреждений лакокрасочного покрытия;
удаление глянца прежнего лака;
подготовка матового лака. Вязкость перед нанесением – 17-19 секунд при температуре 20°С;
нанесение лака в два этапа с промежутком 10-15 минут;
сушка 45 минут при 60°С или 16 часов при 20°С.
Общая толщина слоев лака не должна превышать 50-60 мкм. При нанесении жирных слоев матовость уменьшается, а время высыхания увеличивается. Готовые лаки перед переливом в емкость для приготовления необходимо хорошо размешать, чтобы равномерно распределить матирующие частицы.
Для самостоятельного приготовления матового лака используют лаки типа HS и матирующую добавку. В таком случае лак наносится в один слой. При двойном нанесении такой состав будет давать нежелательный глянец.
Матовые автоэмали готовятся так же, как и матовый лак, однако наносятся они в два слоя, как готовые матовые лаки. Производители матовых добавок не рекомендуют использовать их совместно с эмалями, оттенки которых имеют низкую укрывистость.