Впервые окрашенные тормозные суппорта появились в начале 1980-х. Они были произведены фирмой Brembo. Это имело большой успех. Красные суппорта Brembo стали торговой маркой и синонимом эксклюзивных и хороших тормозов во всём мире спортивных автомобилей. В случае дорогих автомобилей, цвет суппортов может обозначать тормоза определённой конфигурации. К примеру, жёлтые суппорта на Porsche, это дополнительные 7000 долларов или больше за карбоно-керамический комплект тормозов.
В сегодняшние дни Brembo производит суппорта более 40 различных цветов.
Процесс окрашивания суппортов Brembo включает нанесение эпоксидного грунта, полиуретановой краски, а также лакирование и просушку при определённой температуре.
Автолюбители в начале 1990-х, следуя тренду, стали использовать для окрашивания суппортов высокотемпературную краску для двигателей. Далее компании, производящие лакокрасочные материалы, уловили спрос, и начали производить специальную краску и наборы, для окрашивания суппортов.
В какой цвет покрасить суппорта?
Цвет зависит от Вашего предпочтения. Наиболее популярные цвета – красный, жёлтый, чёрный и синий.
Вот некоторые соображения по поводу цветов:
Красный выглядит хорошо на всевозможных цветах автомобилей, в том числе на красных.
Жёлтый тоже достаточно универсальный цвет, но кто-то может сказать, что он слишком яркий и кричащий. Но, опять же, это дело предпочтения.
Чёрный является сдержанным цветом, не привлекающим много внимания, но зато на нём не будет слишком видна пыль от тормозных колодок. Сочетается с любым цветом автомобиля.
Синий или голубой неплохо сочетается с синим, жёлтым или чёрным цветом автомобиля, но не очень сочетается с красным цветом.
Снять суппорта или оставить на машине?
Как и при любой другой окраске, лучшим вариантом будет снять деталь, подлежащую окрашиванию. Демонтированные суппорта будет легче очищать и прокрасить с разных углов. При полном демонтаже возникает необходимость разъединения тормозных шлангов, которое повлечёт за собой попадание воздуха в систему и дальнейшую необходимость прокачивания тормозной системы. Поэтому более подходящим вариантом для большинства автолюбителей будет окрашивание суппортов без их снятия. Для этого нужно закрыть все прилегающие к суппорту детали, не подлежащие окрашиванию. Другим вариантом будет снятие суппортов, но не отсоединение их от тормозных шлангов. Их нужно будет поставить на какую-нибудь подставку, чтобы они не весели на шлангах.
Для покраски суппортов понадобится:
Домкрат и подпорки для поднятия и удержания автомобиля;
Высокотемпературная краска (в аэрозольном баллончике или для нанесения кисточкой) для суппортов;
Краска для ступиц чёрного цвета (не обязательна, но результат будет более эффектным);
Специальный лак для суппортов для защиты краски и придания блеска (некоторые краски не предполагают покрытие лаком);
Изопропиловый спирт для чистки и обезжиривания, а также безворсовую ветошь;
Проволочную насадку и дрель;
Респиратор (чтобы защититься от пыли при очистке суппортов);
Защитные очки;
Газеты или другой укрывной материал для закрытия неокрашиваемых областей;
Малярную ленту.
Подготовка суппортов
Для начала можно посоветовать, не торопиться и выделить для подготовки и покраски суппортов достаточно времени. Чтобы сделать всё тщательно может потребоваться не менее одного дня.
Начните со снятия колёс для удобства доступа к суппортам. Лучше начинать с домкрачивания и снятия обоих колёс. То есть, лучше подготовить оба суппорта сразу. Так уйдёт меньше времени.
Нельзя переоценить важность подготовки поверхности. Чистка является важной частью покраски суппортов. От этого будет зависеть, насколько хорошо будет держаться краска. На них находится различные загрязнения, включая пыль от тормозных колодок и масла. Плохо отмытые загрязнения могут стать причиной отслаивания краски спустя пару месяцев после покраски, а иногда и раньше. Нужно добиться безукоризненно чистой поверхности суппортов. Лучшим вариантом было бы отпескоструить суппорта перед покраской, но такой вариант не всегда доступен.
Затвердевшие загрязнения не слишком просто убрать. Начните с очистки суппортов при помощи проволочной щётки. Возьмите проволочную насадку на дрели и очистите всю внешнюю поверхность суппортов. Будьте осторожны, чтобы не повредить насадкой резиновый пыльник на суппорте.
Если замечаете какие-либо въевшиеся пятна, в особенности в местах, где обработка щёткой недоступна, то можно использовать наждачную бумагу или скотч-брайт, обёрнутые вокруг пальца. Проволочную насадку нельзя применять сразу после использования очистительных воспламеняющихся веществ. Применение насадки может вызвать искры. В дополнение к дрели с проволочной насадкой можно использовать гравер для более тщательной чистки.
Далее нужно обработать суппорта специальным очистителем. Прилегающие детали желательно также предварительно закрыть. Специальный очиститель из баллончика может рикошетить и попадать на резиновые пыльники и шланги, действуя на них разрушающе.
После высыхания нужно их отшлифовать наждачной бумагой P240. Следующим этапом нужно использовать наждачную бумагу градации 600. Далее нужно распылить на суппорт специальный очиститель ещё раз. В завершение нужно обтереть суппорт изопропиловым спиртом. Спирт уберёт остатки загрязнений и обезжирит поверхность.
Следующим этапом закройте все области, не подлежащие окрашиванию. Для этого используйте газеты и малярную маскировочную ленту.
Шлифование крупным абразивом для получения гладкой поверхности
Если есть желание получить гладкую поверхность суппортов, нужно их отшлифовать абразивами 60 и 120. Для шлифовки труднодоступных мест нужно использовать гревер с насадкой с абразивом такой же градации.
Окрашивание
Тормозные суппорта в некоторых случаях могут нагреваться больше чем внешние поверхности двигателя, поэтому важно использовать специальную высокотемпературную краску. Тормозные диски нагреваются от трения о колодки. Обычная краска сгорит или потемнеет. Опять же всё зависит от автомобиля и его эксплуатации. Так или иначе, специальная качественная краска для суппортов прослужит гораздо дольше.
Специальная термостойкая краска может выдерживать температуру до 400 градусов по Цельсию. Она может использоваться для окрашивания суппортов и частей двигателя. Как альтернативу можно использовать краску, предназначенную для окрашивания деталей двигателя. Она также является термостойкой.
Суппорта можно красить при помощи кисточки или при помощи распыления баллончиком. Вариант с кисточкой может быть более предпочтительным при условии использования хорошей эпоксидной краски. Этот вариант мы рассмотрим в этой статье позже. Сначала разберём покраску суппортов при помощи баллончика.
Если при окрашивании суппортов температура воздуха ниже +20 градусов по Цельсию, то лучше предварительно погрузить баллончик в ведро горячей воды. Это улучшит текучесть краски, и она будет распыляться более мелкими частицами и будет наноситься более равномерно.
Можно использовать специальный высокотемпературный грунт перед покраской. Он повысит адгезию, а также будет служить хорошей основой для красной краски (если Вы выбрали такой цвет). Как известно, красная краска получается ярче и чище, если использовать белую или светло-серую подложку. Грунт нужно наносить в соответствии с инструкцией.
Нужно окрашивать только металлические части суппортов. Остальные части необходимо заклеить малярной лентой. Внутреннюю часть тоже не желательно красить.
Перед распыление баллончик нужно взболтать в течение 5 минут и сделать тестовое распыление, чтобы убедиться, что краска распыляется равномерно.
Теперь, когда всё готово, можно приступать к окрашиванию. Краску лучше наносить тонкими равномерными слоями. Лучше нанести несколько тонких слоёв с межслойной сушкой (примерно 5 минут), чем один толстый. Не нужно наносить слишком много краски. Краска будет препятствовать отводу тепла от суппортов. Излишний нагрев станет причиной выцветания краски.
Может понадобиться нанести до 10 слоёв краски. Нужно добиться того, чтобы цвет получился насыщенный и не было непрокраса.
Поверх краски можно нанести специальный термостойкий лак. Лак нужно наносить после полного высыхания краски. Распыляется 2–3 слоя лака для лучшего блеска.
Для полноты картины, нужно покрасить ступицы. Лучше покрасить в чёрный цвет. Обычно хватает 3–4 слоя краски. Перед окрашиванием ступицы нужно также подготовить и укрыть прилегающие места, не подлежащие окрашиванию.
Комбинированный метод (кисточка+баллончик)
Кисточкой удобнее прокрашивать труднодоступные места, так как если поднести баллончик ближе к такому месту для лучшего доступа, то могут образоваться подтёки.
Начните с окрашивания маленькой кисточкой. Понадобится сделать до 4-х слоёв. Нужно распылить нужное количество краски в пластиковую тару и использовать её с кисточкой. Такой способ поможет прокрасить места, до которых трудно добраться. На этом этапе не важно слишком хорошо укрывать поверхность.
Далее нанесите около 6 слоёв краски распылением. Каждый слой должен быть тонким и хорошо просушенным. Это поможет избежать подтёков.
Не нужно стараться укрыть поверхность за один раз. Красная краска является очень слабоукрывистой и требует большее количество слоёв, чем другие цвета. Последний слой можно сделать немного более толстым, чем все остальные. Так блеск будет лучше.
Нужно делать перерыв между слоями в течение 15 минут (в зависимости от температуры и влажности воздуха это время может быть меньше или больше). Для проверки высыхания краски, прикоснитесь к поверхности. Если поверхность липкая, то нужно увеличить время сушки. Если нанесённый слой сохнет слишком долго, а температура воздуха нормальная, то, возможно, нанесён слишком толстый слой краски.
Комбинация кисточки и баллончика работает действительно хорошо. Кисточкой можно прокрасить труднодоступные места, а баллончик даёт ровную, гладкую поверхность.
Окрашивание кисточкой
Отличным вариантом будет использование специальной эпоксидной двухкомпонентной краски (с отвердителем) для суппортов. Отвердевшая краска даст более прочное покрытие, чем однокомпонентные краски, распыляемые из баллончиков. Несмотря на то, что краска будет наноситься кисточкой, поверхность может получиться очень ровной, без полос от щетины кисточки, так как качественная краска такого плана хорошо растекается по поверхности после нанесения.
Такая краска может идти в наборе с очистителем и кисточкой. Кисточку лучше приготовить свою. Для этого нужно взять средний размер. Нужно срезать щетину примерно наполовину. Оставшаяся короткая щетина станет более жёсткой и появится возможность лучше контролировать процесс покраски. После среза щетины, нужно постараться вытянуть щетинки, которые плохо держаться, чтобы они не вылетели во время покраски. После этого кисточка будет готова к нанесению краски.
При покраске кисточкой потребуется 2 слоя краски с 15 минутной просушкой после нанесения 1-го слоя. Ниже, на фотографии, можно увидеть результат окрашивания суппорта качественной эпоксидной двухкомпонентной краской при помощи кисточки.
Суппорта полностью высохнут и машина может начать эксплуатироваться через 24 часа