Каждый автомобилист, если, конечно, он не закоренелый городской житель, то хотя бы раз, но застревал на своем автомобиле. И будь-то грязь или снежная целина, в некоторых ситуациях сдвинуть с места машину весом под тонну, а иногда и больше, без посторонней помощи просто невозможно. Да и вряд ли, попав в такую ситуацию, рядом окажется взвод солдат, или пара приятелей-физкультурников, готовых прийти на помощь. Поэтому, заранее припасенный инструмент – автомобильная лебедка – может оказаться весьма полезной.
В начале нашего повествования стоит отметить, что для обычных автомобилистов лебедка – это скорее «экзотический» инструмент, а вот для участников всевозможных ралли по бездорожью – это жизненная необходимость, а в некоторых ситуациях даже и обязательное условие.
Автомобильные лебедки делятся на три основных типа:
механические;
гидравлические;
электрические.
У каждого из данных типов автомобильных лебедок есть как свои достоинства, так и недостатки. Причем недостатки связаны не сколько с использованием лебедки, сколько с возможностью ее установки.
Самым простым, надежным и, конечно же, мощным типом являются механические лебедки. Механические автолебедки выпускаются довольно давно и их по праву можно назвать «классическими». Явных минусов такого типа лебедок два – это агрегатирование с коробкой отбора мощности (а это уже «экзотика») и стоимость. По самым скромным подсчетам, бэушный вариант механической лебедки обойдется в 1000 у.е.
По сравнению с механическими лебедками более доступными являются гидравлические, хотя все равно и они не так уж дешевы. Принцип питания – это подключение к гидронасосу, причем стоит отметить, что можно использовать и штатный от гидроусилителя рулевого механизма. Согласитесь гибкие шланги удобнее использовать, нежели приводные валы механической автолебедки. К основным преимуществам гидравлической лебедки можно отнести: герметичность, надежность и возможность работать даже под водой.
Стоит также отметить, что повышение нагрузки для гидравлической лебедки не так страшно, чем для других типов: у механики может сорвать шпонку в редукторе, а у электрической лебедки попросту сгореть двигатель, а вот гидравлическая лебедка просто останавливается. Если выбрать лебедку помощнее, то для нее редко хватает производительности штатного насоса гидроусилителя рулевого механизма. Кроме того придется смириться с тем, что крутить рули при работающей лебедке придется без гидравлического помощника.
Самым распространенным и, конечно же, самым доступным типом являются электрические лебедки. Ограничения по установке минимальные, ведь проложить провода можно практически везде. Кроме того электрическую лебедку можно сделать быстросъемной, и устанавливать ее только при необходимости и при этом не бояться воров при эксплуатации «боевого» автомобиля в обычных условиях.
Самым огромным плюсом является возможность работы электрической лебедки при выключенном двигателе. Но помните, что при длительных или больших нагрузках будет лучше все-таки запустить двигатель, так как заряда аккумулятора надолго не хватит. Как вы сами понимаете, электрика боится влаги. Например, при использовании лебедки зимой, снег, попав на лебедку, от выделяемого тепла быстро тает, но мощный ток в такой ситуации неминуемо вызывает коррозию на контактных клеммах.
Подведя небольшой итог, можно сделать вывод, что электрический тип лебедок самый доступный и популярный, исходя из таких характеристик: возможность свободного отбора мощности, приемлемая стоимость, простота выбора места крепления и монтажа.
После того как вы определитесь с типом лебедки, необходимо правильно подобрать мощность достаточную для каждой конкретной ситуации.
Дабы определить нужное тяговое усилие, советуем воспользоваться простой формулой:
для нечастого использования лебедки нужно вес снаряженного автомобиля умножить на коэффициент 1,25-1,5;
при использовании лебедки во время охоты, рыбалки или в путешествии коэффициент находится в пределах 1,5-2,0;
троффи-рейды, при эксплуатации в экстремальных условиях и др. – 2,0-3,0.
Стоит также отметить, что выбирая лебедку, следует учесть тот факт, что указанное тяговое усилие соответствует только полностью размотанному тросу. Из этого следует, что при полностью смотанном тросе усилие приблизительно в 1,5 раза меньше от номинального. Кроме того нужно знать и помнить о том, что при применении лебедки с тяговым усилием, которое более чем в полтора раза превышает массу вашего железного коня, необходимо быть очень осторожным. При таком коэффициенте существует вероятность повреждения кузова или даже рамы машины.
Иногда возникает необходимость установки лебедки в кузове автомобиля или же на прицеп, чтобы было удобно грузить туда какие-то массивные предметы, например катер, небольшую яхту или же квадроцикл и т. д. В этой ситуации расчет тягового усилия лебедки нужно проводить исходя из массы груза, который необходимо умножить на коэффициент 1,25.
Что ж, осталось обсудить самый трудный вопрос – это место установки. Помимо ограничений, которые имеются у механических и гидравлических лебедок, главным препятствием для большинства автомобилей является бампер. У большинства автомобилей бампер выступает в роли скорее декоративного украшения, а не силового элемента кузова. А ведь все автовладельцы знают, что крепить лебедку необходимо именно к силовому элементу машины. У внедорожников – это прочная рама.
Самым популярным способом крепления является установка лебедки на специальный бампер с «кенгурином», или же на специальный подрамник под стандартный бампер. Отметим, что последний вариант не популярен, потому что ухудшает геометрическую проходимость машины. Но в любом из приведенных примеров необходимо надежное крепление к несущим частям кузова. Существует еще один способ крепления лебедки – за бампер. При таком варианте наружу выводят лишь крюк и металлические ролики (их еще называют «губки»).
И запомните, прежде чем купить лебедку, вы должны точно представлять место и способ крепления этого устройства.
Думаем, нелишним будет напомнить о некоторых правилах безопасности при работе с лебедкой:
Никогда не перешагивайте через натянутый трос лебедки.
Работать с лебедкой нужно всегда в прочных перчатках. Самый идеальный вариант – это брезентовые перчатки, можно также использовать перчатки из специального материала, имеющие уплотнители на кончиках пальцев. Запрещено применять обычные хлопчатобумажные перчатки.
Существует вероятность того, что трос может лопнуть и покалечить окружающих людей и технику. Поэтому рекомендуется при работе наложить на середину троса демпфер (например, куртку, бревно или спальный мешок и т.д.).
Никогда не крепите трос за ненадежные объекты.
Перед началом использования нужно полностью размотать трос, а потом туго и аккуратно, виток за витком намотать его обратно. Используя трос, чтобы исключить его запутывание, рекомендуем держать его в напряжении. Кроме того специалисты рекомендуют всегда полностью разматывать трос, что обеспечит его наибольшую упругость, которая в свою очередь минимизирует вероятность разрыва. Да и тяговое усилие при таких условиях будет максимальным. Также при сматывании троса необходимо следить за тем, чтобы он скручивался как можно плотнее, виток за витком – это нужно, чтобы исключить заклинивание барабана. Если трос лебедки при намотке «закусило», тогда можно попытаться справиться с этой неприятностью, отъехав немного назад.
Выбирая место для зацепления, помните, что чем ближе оно к земле, тем лучше. Хотя, если машина зарылась передком, например в песок, тогда будет правильнее придать как можно больший угол относительно земли.
Как вы сами понимаете, на пути вытаскиваемой машины не должно быть никаких иных препятствий (ям, арматура и т.д.). Если поблизости вы не нашли надежно закрепленного объекта, тогда нужно проявить, как говорится, находчивость – вкопайте лом, или обвяжите несколько маленьких деревьев и т.д.
Если трос все-таки оборвался, тогда рекомендуем вам оборванный конец уложить вдоль барабана и зажать его витками, накручиваемыми на барабан. Это поможет восстановить работоспособность системы.
При работе на склоне специалисты рекомендуют закрепить дополнительные страховочные тросы. Если вы пользуетесь электрическим типом лебедки, тогда необходимо контролировать температуру инструмента, чтобы предохранить его от перегрева. Для профилактики регулярно проверяйте клеммы и контакты у электрической лебедки, а у гидравлической – места соединений шлангов.