Из разговора двух молодых женщин в кафе на заправке.
– На что только мужчины не идут, чтобы познакомиться с хорошенькой женщиной. Мне как-то совершенно незнакомый мужчина долго и упорно показывал ладошкой что-то типа «уточки». И так навязчиво: я отворачиваюсь, а он сигналит и показывает. Кошмар!
– Это еще что: помню, ехала от родителей, на светофоре впереди меня остановился грузовик. А из соседнего ряда мужик ни с того ни с сего стал водителю грузовика фигу показывать. Ну разве не урод?
Это не анекдот про блондинок, случай действительно имел место быть. Барышням невдомек было, что в первом случае девушка забыла выключить поворотник, а во втором – водителя грузовика предупреждали о том, что у него между спаренными колесами застрял большой камень.
Как автомобилист с 10-летним стажем должна признать, что на дороге мужчины хоть и отличаются более агрессивной манерой езды, но они гораздо вежливее. Почему-то девушки за рулем по привычке считают, что им все должны уступать дорогу априори. При этом забывают: на дороге нет женщин и мужчин, есть водители, и закон для всех одинаков. Они редко благодарят, предупреждают об опасности, да и вообще мало кто утруждает себя изучением специфического языка автомобилистов.
Собираясь в поездку в другую страну, мы стараемся выучить несколько слов и фраз типа «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «как дела», «помогите». Интересуемся укладом жизни, местными обычаями, чтобы не оскорбить население своим поведением. Почему же, садясь за руль, многие девушки игнорируют язык автомобилистов, который за долгие годы существования стал уже международным? В учебниках и правилах дорожного движения он не прописан, ему не учат и на водительских курсах. Но знать его – значит влиться в автомобильную семью и быть просто воспитанным человеком.
Сейчас уже трудно сказать, кто и когда придумал правила дорожного этикета и особый язык водителей. Кто-то рассказывает, что традиция моргать фарами зародилась еще в далекие советские времена на Кавказе (известно, что у южных народов традиция помогать друг другу – в крови). Вот и стали они предупреждать «друзей и братьев» о том, что впереди стоит гаишник. Об этом рассказали во всесоюзной газете. Буквально через пару дней после публикации фарами принялись сигналить друг другу почти все водители Страны Советов.
С тех пор живой язык водителей стал стремительно наполняться новыми знаками и сигналами.
Итак, вот лишь некоторые правила водительского языка.
Световые сигналы
- Тебя пропустили в пробке или дали возможность выехать с второстепенной дороги, скажи «спасибо», моргни два раза (но не более, могут не понять) «аварийкой».
- «Аварийкой» также извиняются, например, если ты кого-то неумышленно «подрезала».
- Если на трассе встречная машина два раза мигнула дальним светом, значит, впереди опасность либо скоро покажется инспектор ГАИ. В ответ обычно поднимают левую ладонь: «Спасибо, что предупредили». Можно один раз мигнуть дальним светом, мол, увидела, благодарю.
- В городе, если тебе так моргнули дальним светом, это означает «проезжай, я пропускаю». Такой сигнал могут подавать в бок, когда ты выезжаешь на главную дорогу с примыкающей, либо в лоб, пропуская вас при повороте налево. Не забудь поблагодарить, моргнув аварийкой.
- Постоянное включение стоп-сигналов – впереди идущий призывает тебя держать безопасную дистанцию. Обычно такие сигналы дают в пробке.
- Ночью на трассе, если тебе встречная машина моргнула дальним светом – переключись на ближний или выключи противотуманки, ты слепишь водителей.
- Ты едешь на трассе в крайнем левом ряду, тебе в спину начинают сигналить длинным дальним светом. Уступи дорогу, возможно, человек опаздывает в аэропорт или везет родственника больницу. Если не можешь немедленно перестроиться вправо, покажи, что намерена это сделать при первом же удобном моменте, включив правый поворотник.
- Очень внимательна будь при обгоне фуры или автопоезда на однополосной узкой трассе. Обычно водители фур помогают легковушкам их обогнать: если водитель сигналит правым поворотником и немного прижимается вправо – встречная полоса свободна, ты можешь смело совершить обгон. А вот если видишь сигнал левого поворотника – встречная полоса занята, обгон опасен!
- Частое моргание фар автомобиля, идущего навстречу – впереди опасность, будь осторожнее, надо остановиться. В этом случае водители иногда еще сигналят.
- Идущая следом за вами машина включает правый поворотник и моргает дальним? Это просьба остановиться у обочины. Возможно, кто-то из друзей или знакомых тебя узнал и хочет пообщаться. Но в конце прошлого века так действовали рэкетиры. Тормозить или проигнорировать, тут уж решай сама.
Звуковые сигналы
Вообще использование клаксона строго определено правилами дорожного движения. Так, в городе подавать звуковой сигнал можно только для предупреждения ДТП. Но наиболее эмоциональные водители выражают так свое негодование или, наоборот, одобрение.
- Так, один короткий сигнал – это дружеское приветствие либо своеобразное «пожалуйста», если ты поблагодарила человека «аварийкой».
- Два длинных сигнала – водитель чем-то недоволен, три – возмущен и раздражен, ну а четыре и более – это, скорее всего, брань, переходящая в мат.
- На трассе длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом – важный сигнал, предупреждающий о необходимости немедленной остановки, поскольку впереди поджидает опасность или ваш автомобиль неисправен.
Сигналы жестами
- Если водитель соседней машины хлопает ладонью по воздуху, посмотри в зеркало заднего вида: скорее всего, у тебя открылся багажник.
- Водитель встречной машины скрещивает руки, он тебе показывает, что впереди «пробка» или авария с затором.
- Согнутая в локте рука, сжимающая и разжимающая пальцы, – вас просят выключить, наконец, «поворотник».
- Рука указывает на дверь автомобиля – одна из дверей неплотно закрыта или что-то застряло в проеме.
- Круговое движение кисти с опущенным вниз большим пальцем – предупреждение: у тебя спустило колесо. Если при этом тебе указывают на обочину, перед тем как съезжать с дороги прояви осторожность, возможно, с автомобилем что-то не в порядке
- Кстати, выходить нужно аккуратно. Включи левый поворот, приоткрой дверь, несколько раз покачай ею, поверни голову назад, осмотрись и только после этого выходи.
- Если у тебя вдруг закончился бензин, возьми канистру и голосуй на обочине, кто-то обязательно поделится.
- А вот если случилась техническая поломка, голосуй баллонным ключом или открой капот или багажник и подними руку.
- Опытные дальнобойщики отлично поймут водителя, который показывает им кукиш – это значит у него в спаренных задних колесах застрял большой камень, который может «больно» ударить по лобовому стеклу сзади идущей машины.
А какие знаки вы знаете и применяете на дорогах нашей страны или за рубежом?
4 комментария
Отличная статья с хорошим перечнем водительских жестов. К своему стыду, большую половину из них я не знал. А звуковые сигналы используются, по крайней мере у нас, вообще, просто как разговорный язык, только без слов. «Маты» преобладают. 🙂 Культуре езды на дорогах, как и культуре речи в общении, нам ещё учиться и учиться.
Мне кажется, что все, кто водит машину, встречают на дороге что-то интересное, требовательное, но совершенно непонятное.Особенно дамы за рулем часто не понимаю, что от них хотят или чего им моргают.Ну, не может же водитель встречной машины подразумевать о красоте, которая движется в противоположном направлении. Это же миг, секунды… А фарами поморгал, руками что-то показал…
Отличная статья. Правда почти всё знал. А вот дальнобойщики отдельная тема. Там можно словарь составить. Кстати для всех будет полезным.
Те кто имеет большой стаж за рулем и часто едет на далекие расстояния, не сомневаюсь большинство водительских жестов конечно знают, и сами их подают. Куда гораздо сложнее с дамами, например такими какая.