«Кого-то из мужчин восхищает, что я гонщица. А кто-то, наоборот, фыркает: „Чего пришла?“. Трое мужчин бросили заниматься спортом из-за меня. Они не вынесли, что их объезжает женщина. Двое из них сказали мне об этом, глядя в глаза».
Илона Накутис 30 лет профессионально занимается автогонками. За это время она выиграла несколько этапов чемпионата Европы, стала успешным тренером и пережила 17 аварий. Исследовательский проект Homo Sedens поговорил с Илоной об опасностях профессии, гендерных стереотипах гонщиков и о её борьбе с постоянным стрессом и малоподвижностью.
Гендерные стереотипы
Автогонщицы значительно меньше, чем гонщиков: по подсчётам американских журналистов, женщин, выступающих в «Формуле-1», примерно 10−15% в каждой команде. Ралли и «Формула-1» — две разные вселенные, но и там, и там гонщицы регулярно сталкиваются с непониманием и насмешками со стороны мужчин.
«Лично я сталкивалась с самыми разными реакциями. Кого-то из мужчин восхищает, что я гонщица. А кто-то, наоборот, фыркает: „Чего пришла?“ Трое мужчин бросили заниматься спортом из-за меня. Они не вынесли, что их объезжает женщина. Двое из них сказали мне об этом, глядя в глаза. Как только я начала достигать настоящих результатов в ралли, негатив по отношению ко мне вырос», — рассказала Илона Homo Sedens.
Она говорит, что ей всегда было важно получить авторитет «среди настоящих спортсменов, а не мужиков». «Как меня воспринимают коллеги-мужчины, зависит от их культурного уровня, вот и всё. Это не мои проблемы», — говорит гонщица.
Стресс и малоподвижность
С возрастом водители всё чаще жалуются на боли в плечах и шее, некоторые страдают от повышенного кровяного давления. Кроме того, согласно исследованию, проведённого в 2016 году американскими, французскими и бразильскими специалистами, раллисты испытывают сильный психофизиологический стресс, который оказывает влияние на гормональные процессы и метаболизм. Учёные считают, что автогонщикам следует заниматься аэробикой и силовыми тренировками, а также правильно питаться, чтобы быть физически и психологически подготовленными к гонкам.
«Когда постоянно сидишь за рулём, надо в обязательном порядке делать хотя бы зарядку по утрам. Заниматься растяжкой, гимнастикой, разминкой суставов, особенно рук. Гонки — нереальный стресс для организма, так что проблем со здоровьем у гонщиков бывает море. У меня бывало такое, что я выходила из машины после финиша и у меня ломило мышцы от напряжения, — замечает Илона. — Мне повезло: я привыкла заниматься спортом. У меня есть чувство дисциплины. Так что я хожу в зал два раза в неделю», — поделилась своим опытом Илона.
Она несколько раз уходила из гонок, но возвращалась в спорт обратно. Мама Илоны однажды сказала ей: «Никогда не предавай своё дело. Что бы ни происходило, в какой бы ситуации ты ни была, дело тебя вытащит». Для неё это жизненное кредо. Когда ей очень тяжело, она просто берёт себя в руки и вкалывает.
Полную версию статьи читайте на сайте Homo Sedens.
4 комментария
Должна сказать, что женщины стремились сесть за руль еще со времен изобретения первой машины. А с появлением профессионального автоспорта представительницы прекрасной половины человечества сумели всерьез заявить о себе как о превосходных гонщиках и это здорово
сидение слишком много, слишком долго делает их сильно затронутыми здоровьем, шеей, спиной, ягодицами и проблемами увеличения веса
Весьма интересная статья.
Молодцы женщины, так держать! Утерли нос мужчинам! А издержки профессии есть в любой, если даже это учитель, парикмахер или станочник. Не надо забывать о каждодневной зарядке и правильном питании.