Частенько бывает так, что надо долить тормозной жидкости, однако, никто не знает, какую именно лить.
Каждому водителю не понаслышке знакома ситуация, требующая замены или доливки жидкости в тормозную систему. Если система торможения исправна и регулярные проверки говорят об отсутствии подтёков тормозной жидкости, то тогда периодически надо проводить полную или частичную её замену. Сроки замены и тип жидкости регламентируются заводом, изготовившим транспортное средство.
Однако если повреждение тормозной системы произошло в пути, и до гаража, где можно обеспечить полную замену, ещё многие и многие километры, то перед водителем встает задача долить жидкость для тормозной системы в бачок до нужного уровня. Хорошо, если у предусмотрительного автолюбителя в запасе имеется тормозная жидкость, используемая при предыдущей плановой замене, но если таковой нет, то водитель вынужден доливать тормозную жидкость из имеющегося поблизости ассортимента магазина. Прежде чем приобрести жидкость и заполнить тормозной бачок до нужного уровня, следует подумать, можно ли смешивать эту тормозную жидкость с уже имеющейся в тормозной системе.
Какие бывают тормозные жидкости
Существуют стандарты типов жидкостей, используемых в системе торможения транспортных средств. Это:
DОT-3. Маслянистая жидкость от прозрачного до светло-коричневого цвета, имеющая температуру кипения не менее 200°C для сухой и 140°C для увлажненной тормозной жидкости. Используется в ТС, где установлены тормоза барабанного типа, например, на грузовиках, которые нагреваются при торможении гораздо меньше, чем дисковые.
DОT-4. Имеет цвет от прозрачного до светло-коричневого. Температура кипения начинается с 230°C для сухой и 155°C для увлажненной тормозной жидкости. Используется в большинстве современных мотоциклов и автомобилей.
DОT-5. Жидкость, имеющая темно-красный цвет и температуру закипания выше 260°C для обезвоженной и 180°C для тормозной жидкости с содержанием влаги. Применяется для мотоциклов и спортивных автомобилей, полностью не гигроскопична.
DОT-5,1. Немного маслянистая жидкость с температурой кипения 260°C для сухой и 180°C для увлажненной тормозной жидкости. Цвет варьируется от прозрачного до желтоватого. Представляет улучшенную версию DОT-4. Температура, при которой она кипит, гораздо выше.
Состав тормозной жидкости
Объединяет все тормозные жидкости, за исключением DОT-5, их базовый компонент – полиэтиленгликоль. Базой создания DОT-5 служит силикон. Вам следует запомнить, что по составу DОT-5,1 в корне отличается от созвучной ей DОT-5. Если есть крайняя необходимость, дозволительно соединение DОT-3, DОT-4 и DОT-5,1, поскольку у них общая база. Еще лучше, если их выпустил один и тот же производитель. При этом нельзя забывать, что доливая к жидкости DОT-4 другую – DОT-3, вы тем самым снижаете точку кипения первой. Если же смешать жидкости, изготовленные на разных компонентах, то есть силиконовую и полиэтиленгликолевую, в результате реакции между ними образуется состав, который просто не является тормозной жидкостью, что крайне опасно для дальнейшего движения.
Какие тормозные жидкости можно смешивать
Исходя из вышеизложенного, стоит запомнить, что ни в коем случае нельзя:
допускать смешивание такого состава, как DОT-5 с любым из вышеперечисленных, они совершенно несовместимы;
соединять в тормозной системе автомобиля, имеющего ABS, жидкости, одна из которых предназначена для ABS, а вторая нет;
подливать к DОT-5,1 такую жидкость, как DОT-3: получившаяся смесь закипит при более низкой температуре;
этим же грозит смешение DОT-4 и DОT-3 – снижение температуры кипения полученной смеси.
В случае крайней необходимости разрешается добавлять:
DОT-4, когда в системе залита DОT-3;
DОT-5,1 к основной DОT-3;
DОT-5,1, когда рабочий состав – DОT-4. Полученная смесь кипит при более высокой температуре, чем исходная, что, в принципе, допускается.
Не рекомендуется мешать жидкости, выпущенные под разными торговыми марками. Каждый производитель делает все, чтобы придать своему продукту высокое качество, добавляя разнообразные присадки. Как себя поведут эти жидкости при взаимодействии, предугадать трудно. Какой бы вариант сочетания жидкостей вы ни использовали, первое, что необходимо сделать после внезапного доливания тормозной жидкости в дороге, добравшись до места назначения, — полностью заменить всю смесь в тормозной системе. Если планируется замена DОT-4 на более новую DОT-5, потребуется промывание тормозной системы с целью устранения остатков устаревшей жидкости.
Помните, никогда не помешает возить с собой запас именно той жидкости для тормозной системы, которая залита в вашем автомобиле, чтобы избежать ситуаций, когда необходимо рисковать и перемешивать различные типы жидкостей.
1 comment
Достойная информация в статье о тормозной жидкости, многим очень пригодится, в том числе мне и моему семейству, имеющим автомобили. Спасибо.