УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СМАРТФОНА
Электромобиль китайской компании LeEco, подробная информация о котором появится на Пекинском автосалоне, уже показали журналистам: четырехдверный седан с панорамной крышей способен разгоняться до 210 километров в час, а управляться удаленно, с помощью смартфона. С телефона отдаются команды автопилоту, и он их выполняет. Других технических подробностей пока нет, но предполагается, что это схема изменит автомобильный мир и сделает возможным существование «удаленных» водителей.
Кроме того, смартфоны в ближайшее время могут заменить и автомобильные ключи: компания Volvo уже разработала приложение, с помощью которого можно открыть и закрыть машину, запустить двигатель и даже в цифровом виде передать ключ друзьям или родственникам — с 2017 года оно будет доступно в новых моделях автомобилей. Планируется, что это упростит и аренду машины: человек сможет получить ее в любой точке мира без всякого обращения в офис.
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О ДТП
К 2018 году все новые автомобили в Евросоюзе будут оснащены системой автоматического оповещения о дорожных происшествиях — eCall. Это специальное устройство, которое срабатывает в случае аварии (если сработала подушка безопасности или скорость автомобиля резко изменилась) — eCall посылает в кризисный центр данные о том, где произошла авария, куда направлялось транспортное средство, сколько пассажиров находится в автомобиле, какой вид топлива используется. Систему уже начали применять в Словении в тестовом режиме: операторы центра говорят, что реализация проекта eCall в ЕС может спасти более 2000 человек в год и значительно уменьшить последствия травм в авариях. Пока же широко обсуждается в основном возможное нарушение приватности водителей, однако производители eCall утверждают, что устройство срабатывает только в случае серьезной аварии, когда есть опасность для жизни.
ЖЕСТЫ ВМЕСТО КНОПОК
Об управлении жестами уже говорили автомобильные гиганты — свои системы разрабатывают Land Rover, Volkswagen и другие, а первой серийной машиной с такой технологией станет BMW. Немецкая система Gesture Control с датчиками, отслеживающими движения рук, позволяет переключить радиостанцию, сделать музыку тише или громче, принять телефонный звонок с помощью гарнитуры. К концу 2016 года аналогичную систему получит и Volkswagen Golf — в нем с помощью жестов водители и пассажиры смогут управлять кондиционером и открывать люк на крыше автомобиля.
«УМНЫЕ» ФАРЫ И ШИНЫ
«Умные» фары уже устанавливаются на самых дорогих моделях автомобилей, а вскоре они станут массовым явлением. Так, Ford, например, в своих новых машинах начнет применять адаптивные фары, которые могут менять направление светового потока и его интенсивность, учитывая скорость и угол поворота, отслеживая наличие встречных и попутных машин, а также велосипедистов. Новейшие системы помогают избежать временного ослепления других участников дорожного движения, а значит, могут существенно уменьшить количество аварий.
В этом году на автомобильном салоне в Женеве представили и «умные шины»: в будущем они смогут самостоятельно определять тип покрытия (сухой гравий, мокрый асфальт, заснеженная трасса и тому подобное) и передавать данные бортовой электронике, чтобы водитель внимательнее смотрел на дорогу, уменьшал скорость или готовился к заносам. Само собой, такие шины смогут информировать и о собственном износе, о деформациях и о необходимости заменить колесо, пока с ним ничего не произошло. Кроме того, есть и производители, у которых совсем футуристичное видение: они утверждают, что вскоре шины будут представлять собой сферу.
ДИСПЛЕИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Проекционные дисплеи для автомобилей существуют уже несколько лет: они способны выводить на лобовое стекло скорость движения и прочие данные, которые раньше отображались только на приборной панели. Однако разработчики идут дальше: они хотят превратить стекло машины в подобие очков Google Glass. Новые системы будут не просто информировать о скорости или заканчивающемся бензине, прямо на лобовое стекло возможно будет выводить данные с радара и парктроников, которые помогут понять, например, сколько метров до едущей впереди машины и когда лучше затормозить, а также покажут, когда полоса из сплошной стала прерывистой, и как лучше сменить траекторию. Toyota недавно запатентовала технологию, которая в дальнейшем позволит выводить информацию на любую точку стекла, на которую смотрит водитель, и выдавать ему информация обо всех интересующих объектах.
СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ
Системы пешеходного обнаружения первыми начали тестировать Volvo и Mercedes, а теперь их устанавливают еще на несколько премиальных автомобилей. Источник инфракрасного излучения помогает обнаруживать людей на дороге в тот момент, и если водитель не нажимает на тормоз самостоятельно, машина делает это за него. В ближайшем будущем эти системы станут таким же штатным оборудованием для машин, как ремни безопасности, уверены производители.
Пока же системы усовершенствуются: например, уже придуманы сверхчувствительные датчики, улавливающие сердцебиение на расстоянии до 100 метров. А если удар все-таки произошел, помогу подушки безопасности для пешеходов: первую машину с такими выпустил Volvo — благодаря подушкам, исключается удар о лобовое стекло, который чаще всего приводит к тяжелым травмам.
СЕТЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Американскую систему Vehicle-to-vehicle начали создавать в 2006 году — с тех пор к разработке подключились Toyota, BMW, Honda, Audi, Volvo и другие автомобильные бренды. Результат обещали к 2014 году, но он до сих пор не представлен. Хотя создатели утверждают, что протокол обмена данными между автомобилями уже придуман. На основе данных GPS и показаний спидометра бортовой компьютер сможет рассчитать вероятность столкновения, затормозить машину на опасном перекрестке, предупредить о том, что сейчас не время перестраиваться и так далее. Кроме того, если у кого-то из участников сети сработала система стабилизации курсовой устойчивости, все находящиеся поблизости водители будут предупреждены, что на дороге может быть гололед. А в случае появления на дороге машины скорой помощи система предупредит, что вскоре нужно будет уступить дорогу еще до того, как появится «мигалка».
Прототипы V2V уже тестируются на автомобилях Cadillac, и проблема пока исключительно в их распространении: как только все участники движения получат возможность подключиться к сети, и наступит будущее.
1 comment
Как обычно,часть новшеств очень полезны, а через поколение станут необходимы. А часть излишества и игрушки.