Image default
Обслуживание авто

Шкворень уаз — существующие виды, пошаговая инструкция по замене своими руками и регулировка

Шкворень уаз — существующие виды, пошаговая инструкция по замене своими руками и регулировка

Владельцы автомобилей часто сталкиваются с такой проблемой, как поломка шкворня. Шкворень — это подвижное соединение двух частей поворотного кулака: ступицы колеса и шаровой опоры, которые являются неотъемлемыми деталями переднего моста. Чаще всего такая проблема затрагивает автомобили марки УАЗ. Для многих она вполне естественна и легко решаема. Но есть и те, кто столкнулся с нею впервые.

Виды шкворней

Всего выделяют пять видов. У каждого из них свои особенности изготовления.

1. Т-образные, бронзовые шкворни

Т-образный шкворень

Самый классический и надежный вариант. За процесс скольжения между соединениями шкворня отвечают специализированные втулки и шайбы из бронзы, относящиеся к группе мягких металлов. Благодаря этому, обеспечивается плавность скольжения. Также шайбы и втулки этого вида имеют большую площадь, что повышает защиту от поломок.

Главным минусом является низкая износостойкость. Это обусловлено мягкостью бронзы. Но если регулярно добавлять свежую смазку в узел и контролировать состояние шкворневого механизма, можно надолго продлить срок работы детали.

Обычно такой вид механизма выбирают водители, предпочитающие экстремальную езду, либо те, кто занимается автоспортом.

Важно: Зачастую бывалые гонщики возлагают большие надежды на систему АБС, думая, что она поможет им в случае внезапной потери над управлением автомобиля и выручит при незначительном повреждении (например, шкворня). На самом деле, эта система не дает стопроцентной гарантии, и надеяться только на нее не стоит.

2. Шкворень на подшипнике

Шкворни на подшипниках

Это второй по популярности вид. Он имеет роликовый механизм, состоящий из конусовидного непрессованного подшипника и его обоймы, которая запрессована в кулак. При движении детали вращаются на роликовом подшипнике. Из-за этого сила трения начинает снижаться, что повышает надежность конструкции. Такой механизм рассчитан на радиальные и упорные нагрузки.

К минусам можно отнести низкую устойчивость к влаге и сложность при установке. Но эта проблема решается путем грамотного выбора изделия высокого качества.

3. Шаровой шкворень

Шкворни на шарах

Особенностью этого вида является наличие трех компонентов в конструкции:

  • верхняя часть, находящаяся в кулаке;
  • нижняя часть, расположенная в шаровой опоре;
  • сам стальной шар, который располагается в чашах полусферических углублений. 

Втулки и шайбы этого вида имеют меньшую площадь, по сравнению с предыдущими, а также не имеют в составе мягкого металла. Такая конструкция рассчитана на радиальную и осевую нагрузку и способна выдержать более двадцати тонн.

Отрицательная черта — это низкая износостойкость. При некачественной установке, при наличии люфтов и зазоров нагрузка приходится на край обоймы. Из-за этого ее края имеют свойство обламываться, а в посадочном месте шара может образоваться эллипс.

Также шкворень требует постоянного контроля, т. к. шар перекрывает канал, по которому поступает смазка.

4. Современный сферический шкворень

Со сферической опорой

Это новейший вид шкворневого механизма. Его устанавливают на последние модели УАЗов. Деталь создана по типу бронзовых и шаровых шкворней. Сверху стержень обладает сферической формой, а снизу находится гайка и резьба.

Он крепится в корпус кулака, где закрепляется втулкой, а затем стягивается гайкой. Сферическая часть шкворня упирается в специализированный вкладыш (изготавливается из бронзы или пластика), который затем кладется в опору.

Когда водитель поворачивает колесо, то шкворень вместе с кулаком прокручивается во вкладышах.

Одним из минусов является сложность настройки. Обязательно следует найти мастера с опытом такой настройки. Также в первые дни использования шкворень необходимо постоянно смазывать. Это обеспечивает качественную работу изделия и продлевает его срок службы.

5. Шкворень на комбинированном подшипнике

У этого вида подшипник расположен внутри шкворня. Для каждой детали предусмотрена своя нагрузка: роликовое изделие держит осевую нагрузку, а игольчатое — радиальную. Благодаря этому, нагрузка распределяется равномерно, а вероятность появления перекосов равна нулю. Одним из плюсов является высокая износостойкость, ведь эту конструкцию не нужно регулярно подтягивать. Также шкворень легко устанавливается и снимается.

Из минусов можно выделить низкую влагостойкость.

Шкворни для УАЗаШкворень

Не все виды шкворневых механизмов подходят на УАЗ-ПАТРИОТ. Можно установить только некоторые из них:

  • Сферический шкворень с пластиковыми вкладышами — стандартная конструкция, которую устанавливают на заводе.
  • Сферический шкворень с бронзовыми вкладышами — устанавливаются, если владелец автомобиля планирует ездить по бездорожью.
  • Шкворень на подшипнике — существенно облегчает управление автомобилем по городскому асфальту и другим твердым трассам.
  • Конечно, чем дешевле деталь, тем меньше срок ее службы. К примеру, сферический шкворень с пластиковым вкладышем проедет не более 50 000 км, в отличие от детали с бронзовыми вкладышами. Такой вид может проехать более 200 000 км.

    Шкворень на подшипнике в данном случае выделяется своей ценой. Он в несколько раз дороже сферических.

    Пошаговая инструкция по самостоятельной замене шкворней на УАЗ-ПАТРИОТ

    Процесс замены изношенных шкворней на УАЗ-Патриот сходен с аналогами, поэтому выполнить самостоятельный ремонт владельцу автомобиля не составит особого труда.

    Большая часть моделей УАЗ имеет механическую коробку передач с передним приводом. Это облегчает разборку деталей и делает сборку более понятной.

    Для этого нужно поднять машину на специальном гидравлическом подъемнике либо поставить машину в смотровую яму. Еще один вариант — это применение противооткатных упоров на ровной поверхности.

    Инструменты для замены

    Для замены понадобятся такие инструменты:

    • домкрат;
    • набор гаечных ключей: баллонный, рожковый, накидной;
    • монтировка;
    • молоток, плоскогубцы, отвертка с плоским наконечником;
    • линейка;
    • смазочный шприц.

    Подготовка к замене

    Для подготовки к замене необходимо выполнить следующие этапы:

    • Поставить автомобиль на ручник и для большей безопасности включить первую передачу.
    • Подготовить противооткатные упоры для задних колес.
    • Подготовить специализированный стол для съемных деталей.

    Разбор

    Процесс разбора выглядит так:

  • Снять колесо и тормозные диски, отсоединить суппорт.
  • Снять рулевую тягу. Плоскогубцами вытащить металлическое крепление, держащее гайку рулевого наконечника, и открутить ее гаечным ключом на 19.
  • Монтировкой осуществить демонтаж наконечника. Для этого вставить ее между тягой и рычагом, молотком нанести удар в поперечную часть рычага.
  • Гаечным ключом открутить все болты, тем самым отсоединив друг от друга поворотный кулак и картер.
  • Вставьте отвертку между фланцами и отсоедините их друг от друга.
  • На фланцах есть несколько отверстий с резьбой. Раздвиньте стык, вкрутив в отверстие несколько болтов.
  • Снятие шкворневого механизма

    Выполнение снятия шкворней:

  • Кладем колесо верхней стороной кверху. Затем достаем шкворневой механизм вместе с полуосью и ставим его вертикально на колесо для точного вхождения шпилек в отверстие.
  • Линейкой измерьте расстояние от верхней части резьбы до гайки. Запомните получившуюся цифру.
  • Специальным ключом из набора шкворня отворачиваем втулку. Здесь могут возникнуть некоторые трудности. На помощь придут WD40 либо газовая горелка.
  • Открутите гайки на сальнике.
  • Потом нужно снять поворотный кулак УАЗ, отделив его от шруса с полуосью.
  • Удалите старый шкворневой механизм, вкладыши и прочистите место от загрязнений. На помощь придет отвертка.
  • Установка нового шкворневого механизма

    Процесс установки новых шкворней:

  • В месте, где крепится механизм, есть пазы. Необходимо вставить в них усики вкладыша. Важно: С одной стороны автомобиля шкворневой механизм будет «спрятан» под крышкой. Чтобы ее поднять, просто уберите тавотницу и болты, находящиеся с краю.
  • С помощью молотка и старого узла аккуратно как бы «осадите» вкладыш. Дождитесь звонкого удара молотка. Как только вы его услышите, значит, вкладыш находится в нужном месте.
  • Регулировка шкворней и сборка

  • После установки механизма закрутите гайку. Вспомните получившееся число, которое вы измеряли линейкой, и закрутите болты на это расстояние. Может получиться так, что измеренное расстояние не будет совпадать с реальным. Тогда открутите гайку с одной стороны и закрутите с другой. Благодаря этому, первая часть кулака сместится относительно второй. На этом этап регулировки шкворневого механизма считают законченным.
  • Затем нужно закрутить все гайки. Но не закручивайте до упора. Оставьте их открученными примерно на одну шестую оборота.
  • Вставьте тавотницы и с помощью смазочного шприца введите смазку до тех пор, пока она не будет видна из элементов соединений. Важно: Тавотницы очень хрупки по своей природе. Поэтому во время поездки по бездорожью рекомендуем поставить на их место болт. Тогда вам не придется собственноручно доставать части сломанных деталей из смазочного канала.
  • Затем выполните сборку всех деталей в обратном порядке.
  • Оцените вашу работу. Важно проверить колесо и понять, есть ли в нем биение. Для этого покачайте колесо по вертикали. Если есть биение, тогда подтяните гайки. Потом покачайте колесо по горизонтали, оно должно поворачиваться с небольшим усилием. Если колесо движется тяжело, немного ослабьте гайки.
  • Установите на место поперечную тягу.
  • Примерно через 500 км пробега вновь проверьте шкворневой механизм. При необходимости выполните регулировку и смазку.
  • К каждой детали приложена инструкция по эксплуатации. Дальнейшее обслуживание механизма выполняется в соответствии с ней.
  • Замена шкворней без разбора и снятия узлов с машины:

    На отдельных моделях УАЗ предусмотрена замена шкворней без разбора, например, УАЗ–«Буханка» 452, УАЗ 469, УАЗ–Хантер, а также УАЗ 2206, 3115, 3160, 3163, 7203 и т. д.

    Чтобы выполнить замену шкворня (например, на УАЗ 469) а также УАЗ 2206, 3115, 3160, 3163, 7203 и т. д., нужно загнать автомобиль на смотровую яму, затем поставить на домкрат и ослабить болты на колесах. Подвесьте автомобиль и слейте масло. Демонтируйте все детали, которые могут помешать замене шкворня. Затем:

  • Вкрутите в шкворневой механизм болт ограничителя с резьбой М10. Если этого сделать не получается, можно просверлить отверстие для болта. Все это поможет нам изъять механизм.
  • Также можно взять тонкую металлическую пластину (толщиной 4–5 мм), вставить через нее болт. Под нее насадить несколько гаек и закрутить их.
  • После этих действий должен показаться шкворень.
  • Извлекаем втулку и шайбу. Втулку можно извлечь с помощью острого предмета, например, гвоздя. Подкладываем его под втулку и вращаем по кругу. В более сложных ситуациях на помощь могут прийти плоскогубцы.
    Не забудьте очистить втулку.
  • Смазочным шприцем закладываем смазку.
  • Устанавливаем новый шкворневой узел, используя молоток. Здесь необходимо быть предельно аккуратным, ведь деталь легко повредить. Чтобы избежать повреждения, можно использовать деревянную прокладку.
    Регулируем механизм с помощью прокладки. Для шкворня с бронзовым вкладышем их понадобится 4, для шкворня с подшипником — 5.
  • Закручиваем гайки и отправляемся в пробную поездку.
  • Если вы заметили, что колесо нагревается, нужно ослабить шкворневой механизм, уменьшив количество прокладок.
  • Признаки неисправности

    Заметить повреждения достаточно сложно. Первый признак — неравномерный износ шин.

    Для проверки требуется:

  • Установить на подставки и вывесить передний мост.
  • Уделить внимание люфту колеса. Проверить его в радиальном и осевом направлении.
  • Посмотреть на зазоры, они должны быть не более 0,2 мм.
  • При необходимости заменить шкворневой механизм.
  • Причины поломки шкворней

  • Использование деталей не в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Пренебрежение плановыми техническими осмотрами.
  • Большой пробег автомобиля.
  • Дополнительные советы

    При установке шкворней с бронзовыми вкладышами по прошествии 500 км обязательно отрегулируйте их, так как шкворни на УАЗ-ПАТРИОТ дают естественную усадку.

    Если вы установили шкворни на подшипниках, эту же процедуру нужно будет провести через 1000 км.

    Все элементы всегда меняются с обеих сторон.

    Важно научиться правильно выбирать детали. Чем качественнее деталь, тем выше срок ее службы.

    Стоимость замены

    Приблизительная цена замены шкворней составляет 1600 рублей. В комплект входит:

    • Сам ремкомплект шкворней — 1300 рублей.
    • Специализированная смазка — 200 рублей.
    • Прокладки — 2 штуки по 50 рублей.

    Работа в автосервисе стоит не менее 2500 рублей. В эту сумму не входит цена запчастей.

    Где выполнять замену шкворней — выбирать вам.

    Важно помнить, что своевременная замена шкворневого механизма сэкономит ваше время, спасет автомобиль от неожиданных повреждений и позволит в полной мере наслаждаться поездками.

    Похожие посты

    Как понять, что пора менять тормозные колодки?

    DaniloMaster

    Почему автомобилисты покупают часто машины через официальных представителей

    admin

    Лада Веста — переворот на отечественном автопроме

    admin
    Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

    Leave a Comment

    Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA


    Яндекс.Метрика