В теплое время года одной из актуальных проблем для автовладельцев является замена охлаждающей жидкости. В связи с этой проблемой, естественно, возникает определенный ряд вопросов самым распространенным из которых является : «Какую жидкость выбрать? И что лить тосол или антифриз?» В этой стать мы постараемся разобраться с этими двумя понятиями и раз и навсегда разберемся с тем, в чем же состоит различие тосола и антифриза.
Что такое охлаждающая жидкость для автомобиля?
В любом двигатели внутреннего сгорания неминуемо создаются большие температуры во время работы, обязательным условием является работа двигателя в определенном температурном диапазоне, который нужно поддерживать. На некоторых марках авто имеется система воздушного охлаждения двигателя, но, как показало время, она является не очень эффективной. Потому в современных автомобилях используется система водного охлаждения.
Изначально для охлаждения двигателя использовалась обычная вода, но, практика показала, что этот способ является не идеальным, поскольку вода имеет высокую температуру замерзания и низкую температуру кипения и не имеет смазывающих свойств. Выход из этой ситуации был найден путем добавления в воду дополнительных веществ в виде гликолей, глицерина и т.д. , а также смазывающих и антикоррозионных присадок. Таким образом, в обиходе появилось понятие «антифриз».
В чем состоит разница между тосолом и антифризом?
Если вы зайдете в магазин, где продают товары для автомобилистов и спросите о выборе охлаждающей жидкости для своего авто, то вам предложат приобрести, либо «тосол», либо «антифриз». Вы в свою очередь, скорее всего, спросите у продавца, в чем же, собственно, состоит отличие тосола и антифриза. Так вот – если вы не хотите показаться полным «чайником» , то никогда не задавайте такой вопрос. Поскольку сравнивать эти два понятия, равносильно тому, что рассуждать о том, в чем разница между «Жигули» и автомобилем.
Тосол – это просто отечественная марка антифриза, которая несет свое начало еще с советских времен. Название свое тосол получил благодаря аббревиатуре от слов «Технология Органического Синтеза» ( именно таковой была табличка того отдела в в институте «ГосНИИОХТ», где работали над созданием этого советского автомобильного чуда) и приставки «ол», что пришла уже из химической терминологии.
Антифризом же называют любую охлаждающую жидкость. Будет ли это тосол, вода разбавленная глицерином или дорогостоящая охлаждающая жидкость для определенных марок авто и типов двигателя. К сожалению, со временем, понятие «антифриз», как и аббревиатура «тосол» стали нарицательными именами, что привело к самой настоящей путанице среди автомобилистов.
Потому перед тем как перейти к разбору отличий и свойств охлаждающих жидкостей мы еще раз подытожим, что любая охлаждающая жидкость – это антифриз. И «тосол» — это тоже антифриз. Точно так же как Камаз, Зил и Ваз2101 – это автомобили. Проблема только в том, что антифризы, так же как и автомобили, бывают более и менее качественными.
Но, тем не менее, для удобства классификации мы будем использовать понятие «тосол» для определения менее качественных охлаждающих жидкостей отечественного производства и понятие «антифриз» для обозначения жидкостей, что находятся в другом ценовом сегменте.
Поэтому замена тосола на антифриз будет хорошим подарком для вашего авто.
Какой состав у тосола и антифриза?
На данный момент охлаждающие жидкости можно разделить на те в основу которых входит этиленгликоль или пропиленгликоль. Вторым компонентом обязательно является дистиллированная вода. От концентрации гликоля или глицерина в этой воде зависит температура замерзания и кипения жидкости. Чаще всего температура кипения тосола и антифриза в готовом виде до +115 градусов по Цельсию, температура их замерзания до -40 C°, но путем принудительного добавления концентрата эти рамки можно расширить.
Важно помнить, что чем ниже температура замерзания и выше температура кипения, тем ниже теплоотдача охлаждающей жидкости, а некоторые двигатели конструкционно рассчитаны на мощное охлаждение потому принцип, чем крепче антифриз, тем лучше автомобилю, не всегда действует.
Именно по этой причине определенные марки автомобилей требует для нормальной работы определенных типов охлаждающей жидкости. Для удобства использования производители чаще всего разделяют их по цветам в зависимости от их концентрации и температурных свойств.
Разная цветовая гамма в антифризах создана для упрощения совместимости. Так как антифризы разных марок, но одного цвета имеет одинаковый, либо очень похожий химический состав, и их можно смешивать не боясь того, что они вспенятся, или дадут осадок. Потому, если не углубляться в тончайшие подробности, то знайте, что если охлаждающая жидкость совпадает по цвету с той, что уже залита в авто, будь то тосол или другой антифриз, такую жидкость можно смело доливать.
Цвет антифризу и тосолу придает добавление в состав жидкости определенных красителей, любой антифриз без добавления цветовых пигментов будет иметь прозрачный цвет.
Что же касается совместимости антифризов разных цветов – однозначного ответа на вопрос о результате их смешивания нет. Может случится так, что после смешивания ничего страшного не произойдет, а может и взбиться эмульсия. Потому все таки лучше придерживаться принципа «цвет к цвету».
Личный опыт
Однажды у меня появилась идея проверить можно ли смешивать тосол и антифриз. К уже имеющемуся синему тосолу я долил антифриз синего цвета американского производства. Итог – охлаждающая жидкость в норме, ни визуально, ни по свойствам разницы не обнаружено. Чуть позже туда же был долит бесцветный антифриз без опознавательных знаков и немного желтого латвийского антифриза. Итог – немного изменился цвет ( за счет желтого антифриза) и на небольших трещинах в системе охлаждения уменьшились течи так как долитый качественный антифриз имел меньшую текучесть. В остальном все в норме. Вывод – мне повезло, можно добавить антифриз в тосол только в крайней необходимости, а лучше, в случае нехватки жидкости в системе, долить туда дистиллированную воду.