Наиболее опасное явление на обледенелой дороге, приводящее к печальным последствиям, — занос.
Занос — это движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Такое скольжение возникает в случае, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может произойти по многим причинам.
Чаще случается занос задней оси. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге — поворачивается. Передняя ось движется в том направлении, куда направлены передние колеса, а задние не идут по следу передних. Поэтому автомобиль, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение.
Возникающая при этом центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. Отсюда ясно: если занос вызван резким ускорением, нужно убавить «газ», если торможением — отпустить тормоз. Но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы. Для того чтобы ликвидировать занос, нужно повернуть руль в сторону заноса.
Возникшая при этом центробежная сила инерции начнет разворачивать автомобиль в сторону, противоположную заносу, т. е. возвращать его в исходное состояние. По мере возвращения автомобиля в исходное положение нужно поворачивать руль и возвращать передние колеса в исходное положение так, как это приходится делать на повороте — поворот еще не кончился, а колеса поворачиваем в положение прямо. При достаточных навыках водителя занос может быть прекращен одним приемом.
Если после возвращения автомобиля в исходное положение он не останавливаясь начал разворачиваться в другую сторону, необходимо опять же поворотом руля в сторону заноса ликвидировать его. При этом важно ве суетиться, действовать хладнокровно и осторожно, поворачивая руль на угол, пропорциональный величине заноса.
Занос можно понять теоретически, а выход из него должен отрабатываться только тренировками. Водитель должен побороть в себе боязнь заноса, которая рождается в его первой стадии, а затем научиться заставлять себя возвращать руль в те напряженные секунды, когда машину еще крутит. Тренировки можно устраивать только на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет ни транспортных средств, ни пешеходов. Искусственно создавая заносы и выравнивая машину, постоянно усложняя условия тренировок, можно добиться полной власти над самим собой и над заносом.
Спровоцировать занос при скорости 20-25 км/ч очень просто, если резко затормозить. Можно усилить занос, резко повернув руль перед самым торможением. Отработку приемов лучше проводить в следующем порядке.
Научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до такой степени, что они находятся на грани скольжения. Умение чувствовать эту грань позволит в дальнейшем вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, т. е. избегать заносов.
Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя действие «занос — руль» до автоматизма.
Научиться определять момент, когда поворот руля вызывает ответную реакцию — занос начинает затухать.
Приучить себя начинать поворот руля в обратную сторону, не дожидаясь окончания заноса, и закрепить этот рефлекс.
Научиться согласовывать скорость вращения руля С характером затухания заноса и выравниванием автомобиля, чтобы как можно четче выходить в выровненное положение.
Надо ли выключать сцепление при заносе? Выключать его полезно. Однако нажать на педаль при заносе непросто.
Кроме того, это затруднит водителю самое важное — быструю работу рулем. Поэтому получается, что самое разумное,— не трогая педаль сцепления, только слегка прижать педаль «газа» — двигаться «исподволь», когда двигатель и не тянет, и не тормозит. Чувствовать это и умело действовать педалью «газа» нужно тоже научиться.
Что делать при заносе автомобиля?
Занос возникает не сам по себе, типа ехали тихо-мирно, и вдруг — бац, — занесло! В большинстве случаев, занос возникает в результате неправильных ошибок водителя. Поэтому, раз уж занос произошел, надо исправлять именно то действие, в результате чего занос возник.
Если занос начался при резком торможении — первое, что нужно сделать — отпустить тормоз. Необходимо также направить передние колеса автомобиля по ходу движения, для чего повернуть руль в сторону заноса, конкретно — навстречу к багажнику автомобиля.
В результате правильных действий задняя часть автомобиля начнет возвращаться на свое место, после чего нужно повернуть руль в другую сторону, чтобы выровнять передние колеса, причем поворачивать передние колеса следует немного раньше, чем выравняются задние колеса, чтобы не дай бог, не начался по инерции занос в другую сторону.
Если занос начался при нажатии на газ, необходимо сразу убрать ногу с газа, одновременно с этим крутить руль в сторону заноса (к багажнику), затем в другую сторону, выравнивая автомобиль.
Если занос начался на повороте. На повороте занос может начаться в случаях, если водитель резко нажал на тормоз, резко повернул руль, вошел в поворот на высокой скорости. Также занос может возникнуть, если просто резко отпустить педаль газа.
Тут немного сложнее. дело в том, что тут важно учитывать, какой автомобиль — с передним или задним приводом. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить педаль газа, на переднеприводном, наоборот — добавть газку (в этом случае передние колеса должны вытянуть автомобиль из заноса). Одновременно с этими действиями орудуем рулем как обычно при заносе — сначала крутим руль в сторону багажника, затем выворачиваем его в другую сторону.
Конкретно: если чувствуем, что пошли в занос, нужно
Для заднеприводного автомобиля
При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускаем педаль тормоза или газа (то есть то, что вызвало занос);
выравниваем передние колеса по направлению к движению;
за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; руль в это время должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги;
прибавляем газ и продолжаем движение
Для переднеприводного автомобиля
При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускает педаль тормоза и нажимаем на газ, увеличивая обороты двигателя, следя за тем, чтобы не было прокручивания передних колес, пытаясь вытянуть за передними колесами весь автомобиль.
выравниваем передние колеса по направлению к движению, продолжая работать увеличенным газом;
за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; еще увеличивая газ, пытаясь вытянуть всю машину;
в момент занятия багажника своего положения, руль уже должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги; плавно уменьшаем газ;
снижаем газ до обычного и продолжаем движение как ни в чем не бывало!
1 comment
Здоровье-это самое дорогое что есть в нашей жизни!)