Развитие технологий в 2000-х годах и, как следствие, удешевление диагностических приборов привели к тому, что ремонт автотранспортных средств стал более доступным и простым. Например, такое устройство, как автомобильный эндоскоп, сегодня может освоить не только работник станции техобслуживания, но и простой автовладелец. О том, как выбрать данный прибор и о принципах его работы, пойдет речь ниже.
Что такое автомобильный эндоскоп
Эндоскоп (с греч. endon – внутри, skopeo – смотрю) – это оптический прибор в виде трубки с осветительной системой, который вводится в труднодоступные места техники для осмотра и проведения разных действий. На одном конце трубки находится окуляр, на другом – объектив, между собой они связаны оптической системой, которая оборудована оптоволокном, служащим для передачи света внутрь объекта контроля.
Изображение внутренностей передается через оптическую систему и видно глазу человека. Линзы в окуляре можно фокусировать, приближая либо удаляя объект диагностики.
Также эндоскоп автомобильный может быть снабжен видеокамерой, с помощью которой изображение внутренностей автомобиля передается на монитор компьютера либо видеомонитор. Устройство может запечатлеть диагностируемый объект на фото. В некоторых моделях имеется функция записи на microSD.
Эндоскопы для автомобиля могут быть стационарными и портативными.
Назначение
Эндоскоп предназначен для того, чтобы без разборки диагностировать двигатель, узлы и агрегаты автомобиля. То есть основным его назначением является выявление неисправностей в тех местах, куда человеку заглянуть нет возможности без того, чтобы разобрать внутренности капота на детали (например, в цилиндр двигателя, увидеть состояние камеры сгорания, генератора, поршня, клапана и т. д.).
По мере усложнения конструкций все более нужными становятся видеоэндоскопы, позволяющие осуществлять видеодиагностику двигателя и трансмиссии транспортного средства. Очень удобно, когда изображение, которое выводится на мониторы, можно увеличить, приблизить интересующий объект для того, чтобы лучше рассмотреть состояние детали или поломку.
Кроме двигателя и трансмиссии, с помощью эндоскопа диагностируется также качество сборки; состояние разных деталей; наличие повреждений в виде трещин, царапин, коррозии, изломов; обнаруживаются места с утечкой масла; дается общая оценка степени износа мотора.
Видеоэндоскоп позволяет без труда оценить состояние литых деталей, коленчатого и распределительного вала авто. Также можно исследовать подкапотное пространство, днище без применения подъемника.
Виды автомобильных эндоскопов
Технические эндоскопы могут быть жесткими и гибкими. Их отличия содержатся в конструкции и области применения.
Жесткие
В жестком эндоскопе, либо бороскопе, зонд – в виде прямой, негнущейся трубки, в которой содержится оптоволоконный кабель освещения и линзы. Бороскопы применяются в тех случаях, когда требуется визуальный контроль с прямолинейным доступом. Обеспечивают угол наблюдения от 30 до 110 градусов, угол поля зрения – от 50 до 90 градусов.
Гибкие
Гибкие эндоскопы, или фиброскопы, имеют гнущийся зонд, в котором находится оптоволокно. Он может быть разной длины и диаметра. Применяются в том случае, если невозможно подобраться к объекту диагностики напрямую либо исследуемая область имеет запутанную геометрию.
Фиброскоп оборудован одним управляемым концом, который может изгибаться на 90-180 градусов. Часто в комплекты таких устройств также входят насадки, позволяющие рассматривать объект сбоку, сверху.
Гибкие эндоскопы имеют несколько минусов при использовании. Самые существенные из них: невысокая разрешительная способность, наличие множества соединительных кабелей, короткий зонд.
Все чаще гибкие эндоскопы оборудуют миниатюрными видеокамерами, которые цепляются на дистальный конец и передают информацию в электронном виде. Такие устройства названы видеоэндоскопами. И они на сегодня являются самыми удобными и самыми эффективными при ремонте автотранспортных средств.
Принцип работы
Несколько слов о том, как работает эндоскоп. По одному каналу технического эндоскопа осуществляется освещение внутренностей объекта, по второму – передается изображение. Человек наблюдает его либо через окуляр, либо на экране монитора.
Как правило, освещение достаточно сильное, позволяющее хорошо рассмотреть дефект в полной темноте. Увеличение исследуемого объекта в зависимости от модели устройства происходит в 200 и больше раз.
Рабочая часть прибора вводится в отверстие объекта, который необходимо исследовать. Процесс ввода контролируется через окуляр. Ввод должен осуществляться без усилий. Если что-то мешает продвижению кабеля, его необходимо извлечь.
В комплект эндоскопа может входить специальный экран для обследования, а можно при помощи USB подключить его к обычному компьютеру, ноутбуку, нетбуку либо планшету.
Специальная кнопка на ручке позволяет фотографировать объект – при ее нажатии автоматически запускается программа, позволяющая просматривать картинки. В дальнейшем фотографии могут быть сохранены для тщательного анализа состояния детали. Обычно эндоскоп с USB-подключением не требует установки дополнительных драйверов.
Есть модели, которые позволяют осмотр как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Как выбрать
Выбор оптического прибора будет в первую очередь зависеть от конкретных целей и задач, для которых планируется его использование, – приобретается он для крупного автосервиса, мелкого, бытового использования и т. п.
При выборе диагностического устройства для авто специалисты советуют обращать внимание на такие параметры:
- размер исследуемого узла;
- удаленность его от точки доступа;
- диаметр;
- время автономной работы устройства.
Также немаловажными будут и другие параметры: водонепроницаемость, стойкость к агрессивным жидкостям, наличие зеркальных насадок (бокового, верхнего обзора), возможность подключения к компьютеру.
Размер исследуемого узла
От размера исследуемого узла будет зависеть выбор разрешительной способности видеокамеры эндоскопа, увеличение на рабочем расстоянии, глубина резкости – чем мельче объект, тем ближе его понадобится приблизить и больше увеличить.
Удаленность его от точки доступа
Удаленность исследуемого узла будет прямо влиять на длину зонда. Она может варьироваться от 0,5 до 3 м. Если же понадобится подобраться на большую глубину, то производители эндоскопов советуют пользоваться стандартными USB-удлинителями.
Также от степени труднодоступности узла будет зависеть угол отклонения дистального конца, угол поля зрения объектива, наличие/отсутствие насадок и зеркал.
Диаметр
От размера исследуемого узла будет зависеть диаметр приобретаемого эндоскопа. Наиболее распространенными являются устройства с диаметром рабочей части – 4, 6, 8, 10 мм. Существуют также миниатюрные приборы – с диаметром рабочей области всего в 0,5 мм.
При выборе диаметра следует обращать внимание на качество разрешения видеокамеры.
Время автономной работы
Эндоскопы могут работать от батареек, встроенной батареи и от сети. Батарейки обеспечивают прибору беспрерывную работу на протяжении около 2 часов. Встроенные батареи позволяют работать около 4 часов. Подзарядка длится около 2 часов.
Есть модели, которые объединяют аккумуляторное питание и сетевое.
Достоинства
К преимуществам использования автомобильного эндоскопа можно отнести следующие возможности:
- исследовать труднодоступные места в капоте и под капотом автомобиля без снятия и разборки двигателя и без применения подъемника;
- диагностировать мелкие детали;
- фото- и видеосъемки исследуемого объекта, которые могут быть использованы как при изучении состояния деталей, оценке их после ремонта, так и при составлении отчетности о ремонтных работах;
- выведение изображения объекта на большой экран для детального его изучения;
- работы в агрессивных средах.
Также к плюсам можно отнести простоту использования эндоскопов для обычных автомобилистов и их компактность, легкость.
Большой ассортимент моделей эндоскопов позволяет выбрать подходящую модель для необходимых целей (промышленных, автосервисных, бытовых) и по приемлемой цене. Наиболее дешевыми и менее качественными являются приборы, производимые в Китае, Тайване, Беларуси. Средний сегмент занимают эндоскопы из Японии, России. Самые дорогие и качественные – немецкие и американские устройства оптической диагностики.