Социум становится все более автоматизированным, а мир – беспилотным. Пожалуй, эта фраза более всего подходит для описания тенденций, складывающихся на рынке автоперевозок и, прежде всего, беспилотников и электрокаров в 2018 году. Можно с уверенностью сказать, что в данный момент наступает эра роботизированного, беспилотного управления автотранспортом.
Сокращение количества людей в водительском кресле автомобиля ставит много пока не решенных задач: Психологическое отношение пользователей. Не то, чтобы нас удивляли самодвижущиеся экипажи, но способность компьютеров «быть уверенными», что затормозить перед бетонной стеной на скорости хотя бы 40-50 км/ч они успеют (с учетом множества проанализированных факторов), не всегда добавляет уверенности пассажирам в сохранности их жизней. Есть мнение, что именно в этой сфере необходимо провести множество тестирований и настроек. Что из этого сделано – видно невооруженным взглядом (немного).
Вопрос ответственности. Допустим, беспилотный автомобиль попадает в аварию и опять же, допустим, очевидно «неоптимальное» функционирование управляющей системы. Т.е. ДТП, виновником которой является компьютер. Кто будет нести ответственность за последствия аварии?
Варианты:
собственник автомобиля-беспилотника (потому что аппаратом владеет именно он);
разработчик программного обеспечения, управляющего автомобилем (потому что дефект в его программном продукте, раз уж авария стряслась);
пассажиры (потому что они на месте и у них явно должны быть при себе какие-то деньги);
страховая компания (потому что она всегда за все в ответе).
Даже если мы совокупно определимся с оптимальным выбором, то нужно еще выбранную альтернативу легитимизировать. Необходимо вносить изменения в ПДД, придавать альтернативе формат закона, обязательной к исполнению инструкции или, хотя бы подзаконного акта.
А значит, к процедуре должно подключиться государство: законодатели на федеральном и региональном уровне должны будут длительное время обсуждать этот вопрос посредством специально созданных комитетов, неоднократно отправлять множество регулирующих данный аспект актов на доработку, чтобы потом торжественно принять в трех чтениях.
Как вы думаете, что из всего этого уже реализовано, и какое нужно время, чтобы совершить всю эту работу?
Вопрос технологической поддержки. Как правило, чем техника технологичнее, тем она чаще ломается и требует длительной валидации. В случае массового (или хотя бы заметного) выпуска на дороги беспилотных авто, центров наладки программного обеспечения потребуется не меньше, чем существующих сейчас пунктов мойки и шиномонтажа. При этом набрать туда неграмотных нелегалов явно не получится.
В 2018 году в Москве появятся беспилотные машины каршеринга
Каршеринг – представляет собой уникальный сплав частного и общественного транспорта. Прежде всего, это организационная схема построения работы, согласно которой клиент арендует автомобиль на определенный срок, исчисляемый в минутах. Он выбирает на интерактивной карте ближайшую удобную машину, бронирует ее и после того, как она ему больше не нужна, оставляет в пределах тарификационных зон. Один из популярных сервисов каршеринга на настоящий момент предоставляет такие услуги по цене 7 р./минуту.
Теперь пользоваться индивидуальным (сервисным) автомобилем смогут и те, кто не имеет прав на вождение. Это и граждане, находящиеся в не совсем адекватном состоянии, и даже дети. Скажите, фантастика? А вот и нет – в Сингапуре люди уже давно доверяют автороботам отвозить своих детей в школу и обратно.
Машины теперь смогут самостоятельно перемещаться в удобные места дислокации, а не быть привязанными к месту их оставления предыдущими пользователями. То же самое относится и к сервисным манипуляциям – поездкам для техобслуживания и т.п.
Замена людей на роботов позволяет полностью убрать такую статью расходов сервиса, как оплата труда наемных водителей. Их просто не будет.
Предположительно, рабочий день для сервиса будет начинаться с предварительного позиционирования автомобилей в районах, где на них будет высокий спрос. А далее, мощные компьютеры сервиса будут обрабатывать запросы и прогнозировать наиболее удобные места ожидания с учетом всех возникающих дорожных факторов и условий.
Теоретически, красиво. А как насчет практического воплощения? Уже в текущем году работы по организации в Москве каршеринга вышли на уровень испытаний на треке. Первоначальное оснащение машин датчиками, видеорегистраторами, сигнализаторами, сенсорами и камерами осуществляется вручную. Также осуществляется оборудование автомобилей механическими системами управления.
Совсем беспилотными машины не будут: их сперва будут сопровождать люди. Однако автомобиль будут тестировать как с участием человека, так и в полностью автономном режиме. А после окончания испытаний на полигоне, тестирование начнется и на городских магистралях. К тому же, к испытаниям будут подключаться и добровольцы, которые помогут составить объективную картину о технической стороне организации сервиса.
Проекту дадут «зеленую улицу» для коммерческого использования после того, как пробег беспилотников в совокупности составит не менее 100 тыс. км. по городским улицам и в самых разных режимах. При условии отсутствия серьезных нареканий и неразрешимых проблем, клиенты смогут начать пользоваться «умным» транспортом уже, начиная с 2019 года. Ожидается также появление голосовых команд, которыми можно задать маршрут.
1 comment
беспилотные авто путь к прогрессу.