Трихопигментация

Image default
Обслуживание авто

Что такое двойной выжим и перегазовка?

Джеймс Уатт (James Watt)( 1736 — 1819) не знал, что изобретая паровую машину, он совершает революцию. На службу человеку была поставлен тепловой двигатель. Его мощность нельзя было сравнить ни с какими живыми лошадиными силами. Кстати, эту единицу измерения ввел во всеобщее пользование тот же Уатт.

Еще при жизни Уатта могучие паровые машины превратили небольшие мануфактуры в крупные фабрики и заводы. Открылись условия для выработки огромного количества товаров самого разного назначения: от тканей и пищевых продуктов до оружия и локомотивов.

Те, кто посмеивается сейчас над основателями марксизма, посмеиваются, все же зря. И Марксу, и Энгельсу, да и всем мало-мальски грамотным людям того времени, был ясен магистральный путь технического прогресса. Паровые машины будут все более расти в размерах, потому что большая паровая машина экономичнее маленькой. А еще потому, что к каждому станку паровой двигатель не приделаешь. Именно поэтому фабрики и заводы были просто обречены на увеличение. А значит, с течением времени на них будут работать не тысячи десятки тысяч рабочих. А значит, рабочие станут главными героями в обществе. А значит, общество станет перестраиваться (или будет перестроено) в угоду вкусам, интересам, жизненной философии главного класса, рабочего класса. Руководить такой грандиозной и, конечно, созидательной перестройкой лучше из какого-нибудь центрального комитета. И будет тогда всем счастье. И красное знамя труда станет развиваться над освобожденной планетой!

Эту красивую утопию утопил сначала небольшой, но мощный двигатель внутреннего сгорания. Купить такой оказалось под силу даже небольшой мастерской. А последний гвоздь в гроб прекрасной идеи всадил электродвигатель — изобретение проклятых Теслы и Эдисона. Этого сильного малыша можно было устанавливать на каждый станок, вставить в любой прибор или инструмент.

Однако паровые двигатели еще долгое время работали на многих заводах и фабриках. На советских предприятиях (особенно, в провинции) еще в середине 1940-х годов можно было увидеть под потолком пересекающие все помещение вращающиеся валы. Валы эти приводили в движение почти столетние паровые машины. От валов шли к станкам передающие кожаные ремни. Все шипело, скрипело, звенело и стучало. А значит, работало.

Помнится, не так давно довелось читать весёлый фантастический рассказ на очень популярную ныне тему попаданцев. В нём главный герой — офисный хомячок, попавший в лапы бериевских чекистов, пытается привлечь к своей персоне внимание вышестоящих особ, но получает отповедь, из коей значится, что он тут не первый такой. По ходу повествования выясняется, что попаданец не обладает никакими полезными для предвоенного СССР сведениями и умениями, и единственная стезя, на которой он может себя проявить это труд водителя. Поскольку в будущем главный герой управлял своей легковушкой Шевроле, ему дают возможность проявить себя в качестве водителя полуторки. На этом рассказ и заканчивается. Однако если вспомнить историю автомобилизма, станет ясно, что проблемы бедолаги ещё не завершились.

Оставим на время неудачливого попаданца и попробуем разобраться, за счёт каких приспособлений автомобиль движется. Главным, несомненно, мы назовём двигатель пламенное сердце машины. Оно посредством передаточных механизмов крутит колёса, и машина едет. Но напрямую вал двигателя с колёсами соединять нежелательно – ещё на заре автомобилизма стало ясно, что в конструкцию необходимо ввести некое устройство, позволяющее менять так называемое передаточное число трансмиссии, иначе не получалось полноценно использовать мощность двигателя.

Устройство придумали и назвали коробкой перемены передач, внутри сего агрегата находились валы с надетыми на них шестернями. Один или несколько из этих валов являются подвижными и по мановению руки водителя могут перемещать свои шестерни в нужное положение для обеспечения того или иного передаточного числа. Но вот беда шестерни чаще всего крутятся с разными угловыми скоростями и при взаимозацеплении испытывают нешуточные нагрузки, могущие привести к их повреждению и разрушению.

К счастью, нынешнему автолюбителю о таких тонкостях задумываться, как правило, не приходится. В современной коробке передач установлены специальные приспособления синхронизаторы. Упрощённо говоря, они так уравнивают скорости вращения шестерён, что переключение происходит без хруста и ударов, зубья шестерёнок входят друг в друга, как к себе домой. Это позволяет набирать скорость или замедляться плавно, практически без рывков, и намного продлевает жизнь коробки. Но в первой половине прошлого века таких полезных устройств на автомобилях массового производства не было, и водителям приходилось переключать передачи более сложным способом, чем сейчас.

Чтобы осуществить переключение вверх, с низшей передачи на высшую, применялся так называемый двойной выжим. Суть его заключалась в следующем по достижении необходимой для переключения скорости выжималась педаль сцепления (двигатель отсоединялся от трансмиссии), а педаль газа отпускалась. Потом рукоятка коробки передач ставилась в нейтральное положение и отпускалось сцепление. Двигатель начинал вращать входящий в КПП первичный вал, в это время происходило уравнивание скорости вращения капризных шестерёнок. После чего сцепление выжимали опять и только вслед за этим включали более высокую передачу. Далее уже, как и ныне, сцепление отпускали и начинали поддавать газу. Следующую передачу включали аналогично.

В случае, если необходимо было обеспечить переключение вниз, к вышеописанным действиям добавлялась перегазовка — в тот момент, когда рукоятка КПП стояла в нейтрали, а сцепление было отпущено, водитель чуть нажимал акселератор, добавляя оборотов мотору. Это опять-таки позволяло уравнять угловые скорости шестерён. Далее все действия производились, как и в первом случае. И так в течение всей поездки…

Главная сложность описываемых процедур заключалась в том, что необходимо было правильно подобрать паузу между отпусканием и нажатием сцепления, когда и происходила синхронизация шестерён. Газу при перегазовке тоже надо было давать в меру. Всё это водитель определял интуитивно, руководствуясь звуком двигателя, ощущением ускорения или замедления автомобиля, да и вообще шестым чувством, навык приходил с опытом. А если учесть, что и во многом другом старинные машины были далеки от совершенства, то становится понятным, почему труд водителя любого автомобиля тогда справедливо считался весьма нелёгким. Так что упомянутый в начале статьи современный ездюк из фантастического рассказа, скорее всего, испытал немалый шок при попытке освоить полуторку.

Казалось бы, а для чего в наше время непрофессионалу знать обо всех этих хитрых приёмах наших предков? Техника постоянно совершенствуется, и даже те автолюбители, у которых в машинах стоит механическая коробка передач, легко и быстро переключаются двумя пальцами на рычаге да парой нажатий на педали и не задумываются о каких-то там угловых скоростях и перегазовках. В автошколах об этом если и рассказывают, то мельком по опыту автора, даже четверть века назад инструктор показывал двойной выжим пару раз и более о нём не заикался. Тем не менее, подобный навык вполне может пригодиться, если в коробке автомобиля вышли из строя синхронизаторы, а ехать надо. Кроме того, экономные автовладельцы утверждают, что такие приёмы позволяют продлить жизнь КПП, а ещё ими любят пользоваться в автоспорте. Так что можете освоить их при случае – авось пригодятся

Похожие посты

Как правильно поменять колеса местами

DaniloMaster

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

DaniloMaster

Чехол для запасного колеса

DaniloMaster
Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Leave a Comment

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA


Яндекс.Метрика