Помимо инструментов, применяемых для ремонта транспортного средства, также нужны инструменты для его проверки. Среди инструментов-диагностиков такого рода выделяют пневмотестер.
Назначение пневмотестера
Пневмотестер позволяет определить вероятность утечки в цилиндрах и состояние механики в ДВС, особенно герметичность камеры, а также исключить такого рода поломки. Падение величины давления, попадаемого в цилиндры посредством свечных отверстий, измеряется с помощью пневмотестера и, таким образом, обнаруживаются неисправности.
При работе с пневмотестером у вас есть возможность определить состояние цилиндропоршневой группы, целостность прокладки ГБЦ и плотность прилегания клапанов. Также при помощи пневмотестера можно оценить герметичность надпоршневого пространства цилиндров мотора.
Интересно, что проводить работы с пневмотестером можно на отчасти неработающем либо демонтированном моторе, а также на неработающем стартере.
Устройство и принцип действия пневмотестера
Пневмотестер — довольно простое оборудование для диагностики, однако очень полезное. Его устройство несложное и удобное. Состоит пневмотестер из трубки, имеющей две камеры, между которыми монтируется жиклер. На входе и выходе установлены манометры, и манометр, крепящийся на выходе, осуществляет измерение давления в процентах.
Что касается жиклера, то он подбирается так, что при определенном уровне давления, если входное отверстие полностью открыто, манометр показывает сто процентов утечек, а если полностью закрыто — ноль процентов. Другими словами, в условиях полностью герметичного надпоршневого пространства показатель манометра будет ноль процентов.
Принцип действия пневмотестера заключается в том, чтобы обнаружить примерные показатели неисправности. В условиях полностью открытого входного отверстия показатель будет сто процентов, и при наличии разгерметизации возможны такие же значения. Это не означает, что в цилиндре нет поршня, это значит, что уровень неплотностей и утечки в надпоршневом пространстве идентичен диаметру входного отверстия пневмотестера.
Состоит пневмотестер из таких компонентов:
- Входной штуцер, на его датчик подается сжатый воздух.
- Выходной штуцер.
- Манометр, измеряющий давление.
- Манометр, контролирующий утечки воздуха. Он осуществляет измерение давления в надпоршневом пространстве цилиндров.
- Обратный клапан.
- Регулятор давления воздуха, что подается.
- Специальный адаптер и шланг, подключаемые к свечному отверстию.
Как пользоваться пневмотестером
Пневмотестер довольно прост в использовании. Важно знать, что перед его подсоединением к компрессору или иному устройству подачи сжатого воздуха, необходимо, чтобы регулятор давления находился в левом крайнем положении. Как же проводится тест утечки?
- Сначала прогрейте мотор до комфортной температуры, затем заглушите его и выключите зажигание.
- Выкрутите свечи.
- Установите поршень проверяемого цилиндра в верхнюю точку такта сжатия.
- Зафиксируйте коленвал. Для МКПП — включите наивысшую передачу и затяните стояночный тормоз. Для АКПП — удерживайте коленвал мотора стопором или специальным ключом.
- Проверьте, требуется ли вам адаптер для подсоединения шланга пневмотестера и подсоедините его к отверстию свечи требуемого цилиндра, если мотор бензиновый, либо же в дизельном моторе — к форсунке, однако пока не подсоединяйте данный шланг к пневмотестеру.
- Далее на левом манометре установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальный уровень, что обезопасит манометры во время резкой подачи воздуха.
- Затем можно подсоединять пневмотестер к пневмосети или компрессору, выставив давление 6-10 Атм.
- Применяя регулятор давления, плавно увеличиваем давление. Если в технических документах к устройству установлено рабочее давление, как правило 2-6 Атм, устанавливаем требуемое.
- Присоединяем к пневмотестеру шланг пневмотестера, подключенный к необходимому цилиндру. Снимаем результаты с другого манометра, показатели которого могут измеряться как в Атм, так и в процентах утечки, зависящей от величины давления, что подается. Не редко встречаются цветовые показатели, обозначающие «хорошее», «критическое» и «удовлетворительное» состояние утечки.
- При обнаружении критических утечек проведите дополнительные исследования.
- Перед отсоединением пневмотестера от цилиндра или компрессора, уменьшите регулятор подаваемого воздуха до минимальной величины.
- Отсоединив пневмотестер от цилиндра или форсунки, повторите данную процедуру для каждого из данных элементов двигателя.
Оцениваем показания пневмотестера
Даже новое авто не даст стопроцентную герметичность, поскольку в моторе, в любом случае, присутствуют конструктивные зазоры, допускающие уровень утечки 15-20 процентов. В ходе эксплуатации автомобиля данные показатели увеличиваются до 30-40 процентов. Данная таблица позволит вам сориентироваться в показаниях пневмотестера.
Индикатор | Величина утечки % | Значение показателей |
Зеленый | 40% | Минимальная утечка, соответствующая новому мотору или мотору с нормальными техническими характеристиками |
Желтый | 70% | Удовлетворительное состояние уровня утечки. Однако утечка довольно велика и требует подробного выявления расположения. Рекомендованы ремонтные работы. |
Красный | 100% | Критический уровень утечки. Нужен капитальный ремонт, поскольку в цилиндре точно есть неисправности. |
Красный | Состояние полной утечки: 1. Вероятнее всего, пневмотестер не подсоединен к мотору. 2. Элементы, воздействующие на герметичность надпоршневого клапана, или их часть, разрушены. |
Если индикатор утечки сигнализирует красным, вам нужно более детально выяснить причину таких показателей и определить место утечки. Для этого сделайте следующее:
- Снимаем крышку радиатора, расширительного бака, открываем маслозаливную крышку и достаем масляный щуп. А если у вас карбюратор, снимаем крышку воздушного фильтра.
- Устанавливаем на входном манометре давление 2-6 Атм.
- Теперь можно визуально определить места, посредством которых выходит воздух, либо по шуму, который воздух создает при выходе:
Если он выходит из масляного отверстия или гнезда масляного щупа, это говорит о разгерметизации пары поршень-цилиндр, каких-либо проблемах с поршневыми кольцами либо о разрушении поршня.
Выходит воздух из впускной системы — это указывает на то, что пара «впускной клапан — седло клапана» разгерметизирована. Вероятнее всего, сбой в работе либо прогар клапанного механизма.
Выходит воздух из глушителя — это указывает на негерметичность пары «седло клапана — выпускной клапан». Вероятнее всего, сбой в работе либо прогар клапанного механизма.
Воздух выходит из соседнего отверстия свечи — трещина в цилиндре либо разгерметизация прокладки ГБЦ.
Резкое повышение уровня жидкости в радиаторе либо расширительном баке (при этом можно заметить воздушные пузырьки) указывает на прогар прокладки ГБЦ, трещину в ГБЦ, либо в самом блоке присутствуют такие повреждения.
Также нельзя исключать сочетание всех данных видов повреждений.
4 комментария
спасибо.за познавательную статью.
Достойную получила информацию. Срочно иду покупать пневмотестер — простое оборудование для диагностики, и очень даже полезное. Автору спасибо.
Это незаменимый прибор при определении состояния двигателя и необходимости его ремонта. При этом очень важное его преимущество заключается в максимальной наглядности показаний — эти показания понятны как диагностам или мотористам, так и для владельцам автомобиля, что подтверждает правильность поставленного диагноза.
Срочно иду покупать пневмотестер — простое оборудование для диагностики, и очень даже полезное.
Спасибо, очень помогли!