Причин, по которым плавают холостые обороты, существует большое количество, это делает поиск источника более сложным. Проблема с плавающими холостыми может возникнуть в карбюраторных или инжекторных двигателях, при этом поиск причины может существенно отличаться.
Сегодня предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные причины возникновения плавающих холостых, способы их поиска и устранения.
Плавают обороты холостого хода — возможные причины
На инжекторных двигателях впрыском топлива управляет ЭБУ (электронный блок управления «компьютер», «мозги»). В случае неисправности какого-нибудь датчика, который отвечает, например, за дозированную подачу воздуха (ДМРВ), из-за этого может возникнуть «недопонимание» между ЭБУ и датчиком, в результате произойдут сбои и нарушения в работе двигателя, которые нередко проявляются как плавающие холостые обороты.
Довольно часто обороты холостого хода плавают из-за:
— Проблем в работе ДМРВ;
— Неисправного регулятора холостого хода (РХХ);
— Подсоса воздуха во впускную систему;
— Датчика EGR;
— Забитого воздушного фильтра;
— Неисправных свечей зажигания;
— Проблем с проводкой (питанием).
Ищем причины, почему плавают обороты холостого хода
Для начала необходимо попытаться понять, что послужило причиной нестабильных холостых. Первым делом обычно проверяется РХХ. Этот датчик крепится на корпусе дроссельного узла, возле датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Для проверки этого датчика используют мультиметр.
Принцип примерно следующий:
Включается зажигание, отсоединяется колодка с проводами от датчика, затем производится замер сопротивления между контактами: A-B, C-D РХХ. Сопротивление исправного датчика должно колебаться в диапазоне от 40 до 80 Ом, наличие отклонений свидетельствует о неисправности регулятора холостого хода. Если же сопротивление в норме проверьте его также между контактами: A-D и B-C. При данном измерении на приборе должна отображаться бесконечность или обрыв цепи. В случае обнаружения неисправности замените РХХ.
Вторым датчиком, на которого падает «подозрение», является датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер). Плавающие холостые очень часто может вызывать именно расходомер. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию о неисправном ДМРВ, его необходимо проверить. Читайте: Как проверить ДМРВ в домашних условиях.
Клапан EGR — это датчик системы рециркуляции выхлопных газов. Задача этой системы заключается в том, чтобы направить часть отработанных газов назад в камеру сгорания цилиндров, за счет чего удается достичь максимально полного сгорания топлива, и сократить выброс вредных газов в атмосферу. Данная система отличается относительной простотой и при этом большой капризностью. Клапан EGR расположен во впускном коллекторе и соединен с выпускным. Для того чтобы избежать проблем, рекомендуется иногда производить чистку седла клапана, а также место его посадки. Чистка выполняется при помощи специальной жидкости для чистки карбюраторов, при этом необходимо следить чтобы жидкость не попала на диафрагму клапана. Если в системе EGR имеется соленоид произведите очистку фильтра вакуумного канала расположенного в нем.
Причины плавающих оборотов нередко заключаются в банальном повреждении высоковольтных проводов. Для того чтобы проверить высоковольтные провода нужно произвести нехитрую проверку описанную в этой статье.
Нестабильные холостые обороты в карбюраторных двигателях могут возникнуть в результате следующих неисправностей:
— Неправильно отрегулированный карбюратор или его неисправность;
— Подсос воздуха;
— Проблемы в работе электромагнитного клапана холостого хода или проводки;
— Нарушения в работе системы зажигания;
— Забитый воздушный фильтр.
Чаще всего причина кроется в неверно отрегулированном холостом ходу карбюратора. Решается проблема путем регулировки карбюратора при помощи двух регулировочных винтов – «количества» и «качества топлива».
Неисправность электромагнитного клапана холостого хода — вторая по «популярности» причина плавающих холостых оборотов. Чтобы проверить клапан необходимо снять с него провод питания. Включите зажигание и дотроньтесь проводом контакта на клапане, в результате вы услышите отчетливый щелчок. В случае отсутствия такового дотроньтесь к контакту проводом, который соединен с «+» клеммой АКБ. Если и после этого вы не услышите щелчка — клапан неисправен. Если же вы услышали щелчок, однако подозрение не исчезло — достаньте и почистите его жиклер.
Проблема, когда плавают обороты холостого хода, может заключаться и в загрязнении карбюратора (засорение жиклеров или каналов). В таком случае воспользуйтесь жидкостью для очистки карбюратора, после чего продуйте его при помощи сжатого воздуха.