Мороз, ветер, поземка над безлюдной дорогой, а на ней – одинокий автомобиль с открытым капотом. Сцена, участником которой не хотелось бы стать никому. Тем, кто ездит на уже не новых машинах, полезно знать и принимать некоторые превентивные меры…
Кажется, нет ничего хуже, чем «поломаться» зимой где-то вдалеке от дома. А ведь для многих из нас вероятность попасть в такую ситуацию довольно велика, и, чем старше автомобиль, тем она выше. Однако не все так страшно. У любого автомобиля есть уязвимые системы и узлы, от которых зимой стоит в первую очередь ждать неприятностей. Зная эти «болевые точки», можно поддерживать их в порядке, и тогда вероятность внезапной остановки в пути можно существенно снизить.
Электрика
Одна из наиболее частых причин остановки автомобиля в дороге – отказ электрооборудования. В первую очередь в системе зажигания (у бензиновых машин).
К счастью, проблемы с электрикой редко случаются без предупреждения. Например, старые свечи и их провода «умирают» постепенно, напоминая о себе проблемным пуском, неустойчивым холостым ходом, падением мощности и повышенным аппетитом мотора. Не оставляйте подобные симптомы без внимания и без промедления устраняйте причину. Cкорые проблемы с проводкой – нарушение контакта, короткое замыкание – можно предсказать, ориентируясь на ее внешний вид. Проверьте состояние изоляции проводов под капотом: нет ли на ней повреждений от трения, высокой температуры, мышей и прочих вредителей. Все провода должны быть собраны в жгуты и укреплены в отдалении от горячих и вращающихся деталей. Осмотрите разъемы и клеммники: если на них имеются следы влаги, окислений, коррозии, такие соединения нужно разнять и очистить контактные поверхности спиртом, бензином, универсальной смазкой-аэрозолем.
Если вашему аккумулятору больше 4 лет, он – потенциальный источник неприятностей. Старайтесь не нагружать его чрезмерно. Не включайте надолго фары, вентилятор отопителя, подогрев стекол и сидений при заглушенном двигателе. Чтобы однажды старая АКБ не отказалась проворачивать стартер при пуске остывшего мотора, в зимнюю пору желательно подзаряжать ее от стационарного устройства два-три раза в месяц. В особенности если вы заметили, что при утреннем пуске стартер заводит двигатель не особенно охотно.
Наконец, контрольные приборы. Вспомните, не вели ли они себя в последнее время как-то необычно? Не мигала ли иногда лампа зарядки АКБ, не дрожала ли стрелка вольтметра или указателя топлива? Даже если такое имело место кратковременно, лучше показаться профессиональному электрику – тем более когда машину предполагается использовать для загородных поездок в морозную погоду. Возможно, потребуется заменить реле напряжения или щетки генератора, которые могут окончательно зависнуть в очередной самый неподходящий момент.
Жидкости
Правдивым индикатором скорого отказа некоторых систем автомобиля могут служить бачки с жидкостями под капотом. Если вам приходится не разово, а систематически доливать антифриз, тормозную жидкость или жидкость гидроусилителя руля, значит, в системе охлаждения, ГУРа или гидроприводах (тормозов и сцепления) есть неплотности. В какой-то неподходящий момент эти микротрещины могут перерасти в конкретные прорехи, через которые рабочая жидкость вытечет наружу, превратив автомобиль в недвижимость. Имейте в виду – именно в мороз различного рода течи имеют свойство усугубляться, поскольку на холоде эластичность резины и других уплотняющих материалов значительно снижается.
Чаще всего причиной утечек антифриза оказываются резиновые и пластиковые патрубки, которые от времени грубеют и трескаются. У разных моделей старение резинотехнических изделий наступает в разном возрасте, поэтому посоветуйтесь с вашим автомехаником насчет остаточного ресурса резиновых шлангов. Возможно, на старой машине будет лучше поменять их все «оптом» и заблаговременно, не дожидаясь потери антифриза в дороге. Далеко не всегда решает вопрос течи подтяжка хомутов на шлангах, поскольку они могут незаметно продавить старую резину и через некоторое время ситуация только усугубится. Не забывайте следить за расширительным бачком системы охлаждения. У некоторых моделей они от возраста трескаются и становятся причиной потери антифриза.
Ремни
Еще один существенный компонент надежности автомобиля – приводные ремни навесного оборудования. В особенности важны те, что обслуживают генератор и помпу системы охлаждения. Казалось бы, как раз с ремнями должно быть проще, поскольку они меняются в обязательном порядке согласно регламенту плановых ТО. Но разве все владельцы подержанных автомобилей придерживаются требований сервисной книжки после окончания заводской гарантии?
Ходовая
О назревающих серьезных проблемах в ходовой части обычно сигнализируют стуки под днищем – не затягивайте с их устранением, и тогда аварийного разрушения шарниров подвески удастся избежать. Гул изношенных ступиц многие водители замечают не сразу, и это не очень хорошо, потому что подшипник в конце концов может заклинить.
Коварная зимняя неисправность, приводящая к полному обездвижению автомобиля – замерший трос «ручника». При случае исследуйте его на предмет сохранности оболочки и резиновых чехлов-пыльников. Или как минимум избегайте пользования стояночным тормозом в местах, где вам не удастся оперативно получить техническую помощь. К слову сказать, у «ручника» примерзнуть может не только трос, но и колодки к дискам или барабанам, причем независимо от возраста машины. Это еще один аргумент за вдумчивое использование стояночного тормоза в зимних условиях.
Колеса – еще одно слабое место подержанного автомобиля. Твердеющая на морозе резина начинает демонстрировать все свои законсервированные до поры до времени «болячки»: засевшие в шинах гвозди, трещины у основания вентилей, неплотности из-за коррозии в месте посадки покрышки на диск. Если до наступления холодов вам приходилось время от времени подкачивать какое-то из колес, имейте в виду – в сильный мороз оно может потребовать ремонта уже без предупреждений. Чтобы не возиться с заменой колеса в снегу и на морозе, устраните эти недостатки заблаговременно.
Допкомплектация
Не всегда вынужденная остановка на зимней дороге зависит от состояния машины. Есть достаточно и внешних факторов – погодных, дорожных. Чтобы чувствовать себя уверенно в загородной поездке при суровых погодных условиях, стоит иметь в багажнике лопату и теплые рукавицы. Не поленитесь взять с собой надежный буксировочный трос. Причем имеется в виду не тот типичный современный ремень длиной около 4 м, который мы возим на случай буксировки по городу до ближайшей СТО. Если автомобиль на скользкой дороге вынесет на обочину, для вызволения из сугробов прочности такого изделия, скорее всего, будет недостаточно. Нужен действительно мощный синтетический трос, который выдержит рывки автомобиля-тягача.
Хотелось бы предостеречь водителей от необдуманного использования различного рода шторок, экранов и щитков, которыми мы так любим закрывать радиатор зимой. Делая так, всегда нужно оставлять хотя бы небольшое окно для поступления к теплообменнику холодного воздуха и следить за показаниями термометра
в случае работы двигателя под повышенной нагрузкой. Например, при буксовании в снегу основательно «зашторенный» двигатель может быстро перегреться – а там уже и до капремонта недалеко.
1 comment
Действительно, много причин вот так остаться на дороге, да еще и зимой. Не приведи господи. поэтому за автомобилем надо следить постоянно, а к зиме подготовиться основательно. Спасибо за советы.