Новое исследование показывает, что современные дизельные легковые автомобили выделяют меньше углеродистых частиц, чем автомобили с бензиновым двигателем.
Для нынешних дизельных автомобилей были приняты новые стандарты и в настоящее время этот вид топлива на удивление чистый. Поскольку дизель стал несколько безопасней для окружающей среды, экологические регуляторы должны теперь обращать внимание на более грязные бензиновые автомобили и другие источники загрязнения воздуха, говорит научный сотрудник UdeM Патрик Хейс (Patrick Hayes).
«Дизель имеет плохую репутацию, потому что вы можете воочию наблюдать загрязнение воздуха, но на самом деле невидимое загрязнение от бензина гораздо хуже», — утверждают ученые.
Исследование, проведенное учеными из Швейцарии и Норвегии при помощи Hayes и коллег из Италии, Франции и США, изучало углеродсодержащие твердые частицы (ТЧ), испускаемые с выхлопными газами автомобилей.
Углеродные ТЧ состоят из черного углерода, первичного органического аэрозоля и, в частности, вторичного органического аэрозоля, который, как известно, содержит вредные виды реактивного кислорода и может привести к повреждению ткани легких.
В последние годы новые дизельные автомобили в Европе и Северной Америке должны быть оснащены фильтрами дизельных частиц (ФДЧ), которые значительно сокращают загрязнение.
В условиях лаборатории бензиновые автомобили выделили в среднем в 10 раз больше углеродных ТЧ, чем дизельные при нормальной температуре (22 °С) и в 62 раза больше в морозной среде (-7 °С).
«Увеличение выбросов при более низких температурах, связано с более выраженным эффектом холодного запуска в бензиновых двигателях», — отмечено в исследовании.
Эти результаты бросают вызов существующей парадигме, утверждающей, что дизельные автомобили связаны с гораздо более высокими коэффициентами выбросов ТЧ. На самом деле, это касается только старых моделей двигателей, которые выбрасывали в атмосферу много оксидов азота (вещество, провоцирующее смог и кислотные дожди).
Речь идет не только о локальном воздействии на климат. Согласно исследованию, сажа от бензиновых двигателей, которая оседает на снегу, делает его темнее. Таким образом сугробы тают быстрее, потому что плохо отражают солнечный свет. Это может иметь глобальные последствия, опасаются ученые.